Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 87]

гражданин» у Новикова синонимичны.
Счастливым может быть человек, имеющий разумный ум, высокую нравственность, отдающий себя на благо общества.
Только тогда он полезный гражданин.
Собственно, сколько полезен человек, столько он счастлив.
Н.И.Новиков, как философ, поставив в центр своей педагогики концепцию человека, заявил во весь голос о гуманизации воспитания.
Не менее прогрессивно для того времени, к тому же в противовес официальной педагогике, прозвучала цель А.Н.Радищева воспитание «истинного сына Отечества», который должен быть свободным.
Так как, по мнению Радищева, все люди от природы свободны, то и сыном Отечества может быть только свободный человек.
В достижении столь гуманной цели воспитания просветители ведущее место в этом процессе отводят семье.
Третьим фактором формирования личности выступает среда.
Семья, в свою очередь, есть микросреда, в которой происходит развитие ребенка.
Семья одно из самых удивительных явлений, в котором начинается, развивается, зреет повседневное бытие человека.
Семья, как один из феноменов социальной жизни, является самым долговечным «учреждением»
и объяснения этому следует искать в том, что она выступает источником самой высокой сферы жизни человека патриотизма, любви к своему Отечеству, чувство Родины.
При должной организации воспитания детей русские просветители отдавали предпочтение воспитанию общественному, т.к.
оно, по их мнению, располагало большими возможностями для подготовки к жизни в обществе.
Однако этим они ни в коей мере не умаляли роль и значение семьи в воспитании детей.
«...Сие первоначальное воспитание (речь идёт о семье) предопределяет в
воспитывающемся те существенные способности, которые производят влияние на всё продолжение жизни» [4.С.411].
87
[стр. 119]

счастливого человека.
Понятия «счастливый человек» и «полезный гражданин» у Новикова синонимичны.
Счастливым может быть человек, имеющий разумный ум, высокую нравственность, отдающий себя на благо общества.
Только тогда он полезный гражданин.
Собственно, сколько полезен человек, столько он счастлив.
Н.И.Новиков, как философ, поставив в центр своей педагогики концепцию человека, заявил во весь голос о гуманизации воспитания.
Не менее прогрессивно для того времени, к тому же в противовес официальной педагогике, прозвучала цель А.Н.Радищева воспитание «истинного сына Отечества», который должен быть свободным.
Так как, по мнению Радищева, все люди от природы свободны, то и сыном Отечества может быть только свободный человек.
В достижении столь гуманной цели воспитания просветители ведущее место в этом процессе отводят семье.
Третьим фактором формирования личности выступает среда.
Семья, в свою очередь, есть микросреда, в которой происходит развитие ребенка.
Семья одно из самых удивительных явлений, в котором начинается, развивается, зреет повседневное бытие человека.
Семья, как один из феноменов социальной жизни, является самым долговечным «учреждением» и объяснения этому следует искать в том, что она выступает источником самой высокой сферы жизни человека патриотизма, любви к своему Отечеству, чувство Родины.
При должной организации воспитания детей русские просветители отдавали предпочтение воспитанию общественному, т.к.
оно, по их мнению, располагало большими возможностями для подготовки к жизни в обществе.
Однако, этим они ни в коей мере не умаляли роль и значение семьи в воспитании детей.
«...Сие первоначальное воспитание (речь идёт о семье) предопределяет в
воспитавающемся те существенные способности, которые производят влияние на всё продолжение жизни (4,411).
Несмотря на то, что все просветители второй половины XVIII в.
были сторонниками общественного или публичного воспитания, они всё же признавали ведущую роль семьи, т.к.
именно в семье начинает осуществляться воспитание детей до поступления в 119

[стр.,159]

которой закладывается фундамент личности.
Несмотря на то, что все просветители второй половины XVIII в.
были сторонниками общественного воспитания, семье отводили основную роль в этом процессе.
Семья, как один из феноменов социальной жизни, является самым долговечным «учреждением»,
т.к.
она выступает источником самой высокой сферы жизни человека патриотизма, любви к своему Отечеству,
чувства Родины.
Именно в семье можно сохранить, по мнению просветителей, любовь к родителям; воспитать все те добродетели, которые необходимы для семейного счастья и счастья вообще.
Реальные надежды по применению в жизнь своих педагогических идей просветители связывали с семьёй, а воспитание в ней представляли как основную общественную обязанность родителей.
Впервые в отечественной педагогике, именно во второй половине XVIII в., выдвигается идея об обязанностях и гражданском долге родителей в процессе воспитания детей.
Родители должны воспитывать нравственно, физически, умственно развитого ребёнка, т.к.
это отвечало основной цели воспитания формирование всесторонне развитой личности.
Исходя их цели семейного воспитания, просветители того периода раскрыли его содержание.
Большинство педагогов, следуя общественной идеологии, на первое место выдвигали нравственное воспитание, ставя его в прямую зависимость от физического и трудового.
Мысль о приоритете умственного воспитания (Н.И.Новиков); разработка вопросов эстетического воспитания была, на наш взгляд, наиболее прогрессивной.
Для успешного семейного воспитания необходимо было соблюдение следующих условий: авторитет родителей; межличностные отношения (супружеские, родители и дети); единство требований родителей к детям; * * режим жизни, распорядок семейного уклада; педагогическая образованность родителей, их просвещённость.
159

[Back]