горячности к родителям, сих неоценённых добродетелей, столь необходимых для семейного счастья?» [Там же.С.360] эти качества, по мнению просветителей, легче приобретаются в домашнем воспитании. Учёта половозрастных и индивидуальных особенностей ребёнка в процессе воспитании, так же, легче добиться в семье. Выдвигая программу воспитания подрастающего поколения, идущую вопреки целям, задачам, методам официальной педагогики, просветители понимали, что осуществление её в русле сословно-крепостнической системы общественного воспитания невозможно. Поэтому, реальные надежды по претворению в жизнь своих педагогических идей они связывали, в большей мере, с воспитанием в семье; и воспитание в свою очередь, представляли как основную общественную обязанность родителей. Мысль: «... других людей любить и им делать столько добра, сколько он по обстоятельствам своим может, для того, что всякий человек того же самого от других и себе желает» [4.С.265] проходит через все работы просветителей. Все они утверждают, что человек живёт среди людей, в обществе и к этому надо было готовить. Первым шагом такой подготовки выступает семья, являющаяся, по мнению Ф.И.Янковича, А.Н.Радищева и др., прообразом общества, первым обществом в жизни человека. «Первый союз есть супружеский. Сей союз есть древнейший, потому что бог сам ещё в раю оный установил: намерение, и конец оного есть рода человеческого продолжение» [Там же]. А если это дело благородное, то муж и жена должны «друг друга любить, друг другу верны, быть и вместе пребывать, пока смерть не разлучит их...» [Там же]. Из первого союза появляется второй союз родителей и детей, в котором каждый выполняет свои обязанности: «попечение родителей о детях своих должно быть в их воспитании; а воспитание в том и состоит, 89 |
общие учебные заведения. То, что получат государственные заведения это результат именно семейного воспитания, в этом видится ведущая роль семьи в процессе формирования личности. Какое же из этих двух видов воспитания лучше? Какое, больше соответствует запросам общества и каждого человека? Эти и другие вопросы поднимались на страницах педагогических сочинениях того периода. Каждый вид воспитания имеет свою специфику, свои положительные и отрицательные стороны. Из многочисленного ряда положительных и отрицательных моментов «частного» и «публичного» воспитания выделим наиболее, на наш взгляд, значимые. В качестве первого отрицательного момента семейного воспитания просветители выдвигали чрезмерную опеку родителей над детьми: «могут ли всегда родители горячность любви своей так умерять, чтобы не нежить и не портить их» (4,359). Вторым моментом является недостаточность у родителей педагогических знаний (подробнее на этом мы остановимся в следующем параграфе данной главы): «Но отец и мать могут ли иметь столько сведений, столько средств, чтобы научить детей всему, что нужно и полезно знать им?» (4,359). И, наконец, третий момент это нехватка времени (в крестьянской семье непосильный труд взрослых, а в дворянских семьях занятие светскими забавами): «Могут ли найти столько времени, чтобы, при всех обязанностях жизни, в силах они были заниматься их образованием?» (4,359). Однако, с другой стороны «можно ли воспитать в публичном училище с довольною нежностью в чувствах, приятность во нравах и гибкостью в обращении? Можно ли сохранить в них довольно любви и горячности к родителям, сих неоценённых добродетелей, столь необходимых для семейного счастья?» (4,360) эти качества, по мнению просветителей, легче приобретаются в домашнем воспитании. Учёта половозрастных и индивидуальных особенностей ребёнка в процессе воспитании, так же, легче добиться в семье. 120 Выдвигая программу воспитания подрастающего поколения, идущую вопреки целям, задачам, методам официальной педагогики, просветители понимали, что осуществление её в русле сословно-крепостнической системы общественного воспитания невозможно. Поэтому, реальные надежды по претворению в жизнь своих педагогических идей они связывали, в большей мере, с воспитанием в семье; и воспитание в свою очередь, представляли как основную общественную обязанность родителей. Мысль: «... других людей любить и им делать столько добра, сколько он по обстоятельствам своим может, для того, что всякий человек того же самого от других и себе желает» (4,265) проходит через все работы просветителей. Все они утверждают, что человек живёт среди людей, в обществе и к этому надо было готовить. Первым шагом такой подготовки выступает семья, являющаяся, по мнению Ф.И.Янковича, А.Н.Радищева и др., прообразом общества, первым обществом в жизни человека. «Первый союз есть супружеский. Сей союз есть древнейший, потому что бог сам ещё в раю оный установил: намерение и конец оного есть рода человеческого продолжение» (4,265). А если это дело благородное, то муж и жена должны «друг друга любить, друг другу верны быть и вместе пребывать, пока смерть не разлучит их...» (4,265). Из первого союза появляется второй союз родителей и детей, в котором каждый выполняет свои обязанности: «попечение родителей о детях своих должно быть в их воспитании; а воспитание в том и состоит, дабы детей всякому добру наставлять, всему, что по обстоятельствам их нужно» (4,266). Дети, в свою очередь: «обязаны родителей своих почитать не токмо словами, но и сердцем и делом», «... повиновение наипаче тем показывать, чтобы увещания родителей принимать и наставлениям их следовать. Детям не должно сокрушать родителей своих, но стараться их радовать, не должно их огорчать, ни раздражать, ни обижать, ни презирать ...»(4,266). Впервые в истории педагогической мысли России потребовали от родителей ответственности за воспитание своих детей, в том числе 121 |