Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 90]

дабы детей всякому добру наставлять, всему, что по обстоятельствам их нужно» [Там же.С.266].
Дети, в свою очередь: «обязаны родителей своих почитать не токмо словами, но и сердцем и делом», «...
повиновение наипаче тем показывать, чтобы увещания родителей принимать и наставлениям их следовать.
Детям не должно сокрушать родителей своих, но стараться их радовать, не должно их огорчать, ни раздражать, ни обижать, ни презирать...»
[Там же].
Впервые в истории педагогической мысли России потребовали от родителей ответственности за воспитание своих детей, в том числе
«прижитых» ими вне законного брака.
Этим подчеркивался то факт, что воспитание является общественным, а не личным делом родителей.
Так, А.А.Прокопович-Антонский подводил своих читателей к выводу о том, что, вне всякого сомнения, первыми воспитателями детей должны быть родители:
«Нет сомнений, что первыми воспитателями детей должны быть их родители.
Дать жизнь есть долг человека; ...но даровать обществу полезных членов есть обязанность, на него возложенная Промыслом.
Законы природы, любовь к детям, тою же природою поселенная в сердце родителей, требуют, чтобы первая кормилица их была мать, и первый наставник их был отец.
Чьё сердце ближе к детям, как не сердце родивших? Кто может иметь к ним такую нежность, как отец и мать?»
[177.С.55].
П.А.
Сохацкий продолжает развивать просветительские идеи о воспитании ребенка с первого часа его рождения и ответственности родителей, воспитателей за его развитие.
В его речи, произнесенной на торжественном собрании Московского университета в 1793 г., 30 июня, определяется роль матери и отца как первых воспитателей в семье.
Любовь матери к ребенку это естественное чувство, требование самой природы, отец же подкрепляет заботы матери: «Долг его быть верным стражем и
90
[стр. 121]

Выдвигая программу воспитания подрастающего поколения, идущую вопреки целям, задачам, методам официальной педагогики, просветители понимали, что осуществление её в русле сословно-крепостнической системы общественного воспитания невозможно.
Поэтому, реальные надежды по претворению в жизнь своих педагогических идей они связывали, в большей мере, с воспитанием в семье; и воспитание в свою очередь, представляли как основную общественную обязанность родителей.
Мысль: «...
других людей любить и им делать столько добра, сколько он по обстоятельствам своим может, для того, что всякий человек того же самого от других и себе желает» (4,265) проходит через все работы просветителей.
Все они утверждают, что человек живёт среди людей, в обществе и к этому надо было готовить.
Первым шагом такой подготовки выступает семья, являющаяся, по мнению Ф.И.Янковича, А.Н.Радищева и др., прообразом общества, первым обществом в жизни человека.
«Первый союз есть супружеский.
Сей союз есть древнейший, потому что бог сам ещё в раю оный установил: намерение и конец оного есть рода человеческого продолжение» (4,265).
А если это дело благородное, то муж и жена должны «друг друга любить, друг другу верны быть и вместе пребывать, пока смерть не разлучит их...» (4,265).
Из первого союза появляется второй союз родителей и детей, в котором каждый выполняет свои обязанности: «попечение родителей о детях своих должно быть в их воспитании; а воспитание в том и состоит, дабы детей всякому добру наставлять, всему, что по обстоятельствам их нужно» (4,266).
Дети, в свою очередь: «обязаны родителей своих почитать не токмо словами, но и сердцем и делом», «...
повиновение наипаче тем показывать, чтобы увещания родителей принимать и наставлениям их следовать.
Детям не должно сокрушать родителей своих, но стараться их радовать, не должно их огорчать, ни раздражать, ни обижать, ни презирать
...»(4,266).
Впервые в истории педагогической мысли России потребовали от родителей ответственности за воспитание своих детей, в том числе
121

[стр.,122]

«прижитых» ими вне законного брака.
Этим подчеркивался то факт, что воспитание является общественным, а не личным делом родителей.
Так, А.А.Прокопович-Антонский подводил своих читателей к выводу о том, что, вне всякого сомнения, первыми воспитателями детей должны быть родители:
«Мет сомнений, что первыми воспитателями детей должны быть их родители.
Дать жизнь есть долг человека; ...
но даровать обществу полезных членов есть обязанность, на него возложенная Промыслом.
Законы природы, любовь к детям, тою же природою поселенная в сердце родителей, требуют, чтобы первая кормилица их была мать и первый наставник их был отец.
Чьё сердце ближе к детям, как не сердце родивших? Кто может иметь к ним такую нежность, как отец и мать?»
(177,55).
П.А.Сохацкий продолжает развивать просветительские идеи о воспитании ребенка с первого часа его рождения и ответственности родителей, воспитателей за его развитие.
В его речи, произнесенной на торжественном собрании Московского университета в 1793 г., 30 июня, определяется роль матери и отца как первых воспитателей в семье.
Любовь матери к ребенку это естественное чувство, требование самой природы, отец же подкрепляет заботы матери: «Долг его быть верным стражем и
мудрым вождем сего первоначального образования нравов, предупреждая и самыя тонкия неосторожности и послабления, часто скрывающиеся от чрезмерно нежных взоров матери» (205,13).
Таким образом, только отец, а не посторонний, с любовью и старанием может воспитать в детях полезные для личности и общества моральные качества.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что цель воспитания во второй половине XVIII в.
обусловливалась потребностями общества.
Воспитание «истинного сына Отечества» (в этом цель и заключалась) означало воспитание бескорыстно любящего свою Отчизну человека, патриота.
Он должен был быть честолюбивым, благородным, благонравным.
Основы воспитания такого человека должны закладываться именно в семье.
Цель 122

[Back]