благонравным. Основы воспитания такого человека должны закладываться именно в семье. Цель воспитания вообще и семейного в частности определяет его содержание, о чём пойдёт речь в следующем параграфе данной главы. 2.2. Синт ет ическое представление содерж ания, методов и средств семейного воспитания в педагогических т рудах общественных деятелей и педагогов второй половины X V III века Признавая воспитание как один из важнейших факторов в процессе формирования личности, а семью своеобразной средой, в которой происходит этот процесс, просветители второй половины XVIII в. ставили вопрос о задачах воспитания, несущих в себе содержательный потенциал. Анализируя взгляды просветителей данного периода, мы обнаруживаем связь с позициями просветителей первой половины XVIII в.: А.Кантемира, Ф.Прокоповича, В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, и др. по вопросам содержания семейного воспитания (нравственного, физического, умственного, трудового, эстетического). Начало, связанное с реформами Петра I в области образования XVIII в., на первое место в воспитании детей ставило задачу образования ума. Решения этой задачи требовало общество. Ему нужны были люди, знающие науку и свое дело. Так, великий ученый педагог первой половины XVIII в. М.В. Ломоносов, главнейшей целью воспитания считал подготовку истинных сынов Отечества, способных развивать науку и распространять знания среди народа. Идею приоритета умственного воспитания над нравственным мы встречаем и у членов Петровской дружины (Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, И.Т.Посошков и др.). Во второй половине XVIII в. появляется ряд произведений переводной литературы, которая получила у нас широкое распространение 92 |
воспитания вообще и семейного в частности определяет его содержание, о чём пойдёт речь в следующем параграфе данной главы. 3.2 Содержание семейного воспитания в педагогическом наследии просветителей второй половины XVIII века Цель данного параграфа заключается в анализе и систематизации воззрений просветителей второй половины XVIII в. по проблеме содержания семейного воспитания, отраженной в их педагогических трудах. Исследование осуществлено на основе изучения педагогических источников, связанных с разработкой данной проблемы (А.Ф.Бестужев, Е.Р.Дашкова, Я.Л.Козельский, В.В.Крестинин Н.И.Новиков, А.А.Прокопович-Антонский, А.Н.Радищев, М.М.Снегирев, Е.Б.Сырейщиков, Г.Н.Теплов, Д.И.Фонвизин, Ф.И.Янкович, и другие). Признавая воспитание как один из важнейших факторов в процессе формирования личности, а семью своеобразной средой, в которой происходит этот процесс, просветители второй половины XVIII в. ставили вопрос о задачах воспитания, несущих в себе содержательный потенциал. Анализируя взгляды просветителей данного периода, мы обнаруживаем связь с позициями просветителей первой половины XVIII в.: А.Кантемира, Ф.Прокоповича, В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, и др. по вопросам содержания семейного воспитания (нравственного, физического, умственного, трудового, эстетического). Начало, связанное с реформами Петра I в области образования XVIII в., на первое место в воспитании детей ставило задачу образования ума. Решения этой задачи требовало общество. Ему нужны были люди, знающие науку и свое дело. Так, великий ученый педагог первой половины XVIII в. М.В. Ломоносов, главнейшей целью воспитания считал подготовку истинных сынов Отечества, способных развивать науку и распространять знания среди народа. Идею приоритета умственного воспитания над нравственным мы встречаем и членов Петровской дружины (Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, И.Т.Посошков и др.). 123 |