[58;144;180;106;142;38]. Однако следует отметить, что воззрение западноевропейских просветителей по вопросу содержания семейного воспитания умело, интерпретировались отечественными мыслителями с учетом требования эпохи. На обшем фоне падения нравов, причиной которого просветители усматривали повальное увлечение иностранным, возникает потребность воспитания патриота, истинного сына Отечества. Воспитание это должно начинаться в семье и реализовываться путем формирования нравственных качеств человека, так как идея «образования сердца» (под ним мыслители понимали нравственное воспитание) в педагогических сочинениях второй половины XVIII в. становится центральной. Историко-педагогический анализ разработки идей по вопросу содержания семейного воспитания в прогрессивной русской педагогике Екатерининской эпохи показал, что действенным средством формирования личности «истинного сына Отечества» просветители считали именно нравственное воспитание. Воспитание нравственности, а под ней Д.И.Фонвизин понимал благонравие, добродетель, должно быть первостепенным. Сначала необходимо воспитывать благонравие, говорил Стародум Правдину, а затем уже обучать человека, потому что «просвещение возвышает одну добродетельную душу». Д.И.Фонвизин был твердо убежден в том, что «наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» [226.С.169]. Поэтому, воспитывая человека, дворянина, прежде всего, отмечал просветитель, необходимо показать ему, «как великие люди способствовали благу своего отечества» и как «вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения» [Там же]. 93 |
Во второй половине XVIII в. появляется ряд переводной литературы, которая получила у нас широкое распространение (58; 144;180; 106; 142;38). Однако, следует отметить, что воззрение западноевропейских просветителей по вопросу содержания семейного воспитания умело интерпретировались отечественными мыслителями с учетом требования эпохи. На общем фоне падения нравов, причиной которого просветители усматривали повальное увлечение иностранным, возникает потребность воспитания патриота, истинного сына Отечества. Воспитание это должно начинаться в семье и реализовываться путем формирования нравственных качеств человека, так как идея «образования сердца» (под ним мыслители понимали нравственное воспитание) в педагогических сочинениях второй половины XVIII в. становится центральной. Историко-педагогический анализ разработки идей по вопросу содержания семейного воспитания в прогрессивной русской педагогике Екатерининской эпохи показал, что действенным средством формирования личности «истинного сына Отечества» просветители считали именно нравственное воспитание. Воспитание нравственности, а под ней Д.И.Фонвизин понимал благонравие, добродетель, должно быть первостепенным. Сначала необходимо воспитывать благонравие, говорил Стародум Правдину, а затем уже обучать человека, потому что «просвещение возвышает одну добродетельную душу». Д.И.Фонвизин был твердо убежден в том, что «наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» (226,169). Поэтому воспитывая человека, дворянина прежде всего, отмечал просветитель, необходимо показать ему, «как великие люди способствовали благу своего отечества» и как «вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения» (226; 169). Я.П.Козельский, как и Д.И.Фонвизин, считал первичным воспитание добродетели, а уже потом просвещение разума: «...надежнее из 124 |