Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 95]

Болезни тела немало уменьшаются; болезни же души от продолжения времени становятся жесточайшими и пагубнейшими» [Там же].
Следует отметить, что развитие идей нравственного воспитания в русской педагогике второй половины XVIII в.
отражает в себе те общественно-политические и экономические процессы, которые происходили в обществе.
Господствующее в обществе официальное реакционно-монархическое направление в педагогике (Екатерина
И, И.И.Бецкой, и др.), стремясь увековечить самодержавно-крепостническое направление в стране, решало вопросы семейного воспитания с охранительных позиций.
Поэтому перед нравственным воспитанием ставилась цель подготовка безропотного «сына Отечества», религиозного, преданного правительству.
Этой цели соответствовала методика и содержание нравственного воспитания, направленного на подавление личности ребенка.
Совершенно по-другому подходили к разработке проблемы нравственного воспитания детей представители прогрессивногуманистического направления (Н.И.Новиков, А.А.ПрокоповичАнтонский), политической целью которых было переустройство общества на справедливых началах, развитие производительных сил и национальной культуры русского народа.
Поэтому в качестве основной цели нравственного воспитания детей в семье они выдвигали подготовку добродетельного гражданина, «истинного сына Отечества», способного своим трудом возвеличить Родину, бороться против сословного неравенства путем распространения просвещения и обличения паразитизма и жестокости помещиков.
Ещё дальше в определении целей нравственного воспитания пошел основоположник радикальнодемократического направления в отечественной педагогике А.Н.Радищев.
В соответствии со своими политическими взглядами он выдвинул
95
[стр. 125]

добродетельного человека сделаться умным, чем из умного добродетельным » (69,533).
До определенного возраста, учил просветитель, детей следует обучать добродетели, то есть «приятному , чистосердечному и безобидному с своими близкими обхождению» (69,533), а уже впоследствии тех, кто будет тверд в добродетели, обучать наукам для выполнения «должности в гражданском или другом качестве» (69,534).
Проблему нравственного воспитания, волновавшую в то время общественность, осветил в своей работе «О пользе нравоучения при воспитании юношества » Е.Б.Сырейщиков.
Он также считал, нравственное воспитание, заключавшееся, по мнению автора, в нравоучениях, является первостепенным: «Нравственное воспитание юношества, составляющего спору и подкрепление всякого общества, есть, конечно, сколько трудное, столько же и важное дело, потому, что от оного непосредственно зависит благоденствие не семейств только частных, но и всего общества» (4,279).
Следуя идеям просвещения второй половины XVIII в., Сырейщиков отводил нравственному воспитанию социальную роль.
Продолжая эту мысль автор отмечает, что, ошибки, допускаемые родителями при физическом воспитании, причиняют боль им самим и ближним, а оплошности при нравственном воспитании «приключающие не только родителям и ближним несносную горесть, но и всему обществу урон невозвратимый» (4,279).
Говоря о допущении ошибок в нравственном воспитании, Сырейщиков продолжает: «Болезни тела могут, однако, быть ...
много облегчены; болезни же души, как скоро не в самом начале их подается им потребное врачевание, то делаются уже неисцелимыми.
Болезни тела немало уменьшаются; болезни же души от продолжения времени становятся жесточайшими и пагубнейшими»
(4,279).
Следует отметить, что развитие идей нравственного воспитания в русской педагогике второй половины XVIII в.
отражает в себе те общественнополитические и экономические процессы, которые происходили в обществе.
Господствующее в обществе официальное реакционно-монархическое направление в педагогике (Екатерина
II, И.И.Бецкой, и др.), стремясь 125

[стр.,126]

увековечить самодержавно-крепостническое направление в стране, решало вопросы семейного воспитания с охранительных позиций.
Поэтому перед нравственным воспитанием ставилась цель подготовка безропотного «сына Отечества», религиозного, преданного правительству.
Этой цели соответствовала методика и содержание нравственного воспитания, направленного на подавление личности ребенка.
Совершенно по-другому подходили к разработке проблемы нравственного воспитания детей представители прогрессивногуманистического направления (Н.И.Новиков, А.А.Прокопович-Антонский), политической целью которых было переустройство общества на справедливых началах, развитие производительных сил и национальной культуры русского народа.
Поэтому в качестве основной цели нравственного воспитания детей в семье они выдвигали подготовку добродетельного гражданина, «истинного сына Отечества», способного своим трудом возвеличить Родину, бороться против сословного неравенства путем распространения просвещения и обличения паразитизма и жестокости помещиков.
Ещё дальше в определении целей нравственного воспитания пошел основоположник радикально-демократического направления в отечественной педагогике А.Н.Радищев.
В соответствии со своими политическими взглядами он выдвинул
требование о воспитании «сына Отечества» борца против самодержавия и крепостничества.
Его идеи о воспитании социально-активной о личности не только стояли вше педагогических теории, выдвигавшихся лучшими представителями западноевропейской педагогики, но и значительно опережали свое время.
Они оказали огромное влияние на последующее развитие передовой русской педагогической мысли и были использованы представителями революционно-демократической педагогики XIX в.
при разработке вопроса о целях нравственного воспитания.
Просветители второй половины XVIII в.
опережали тенденции своего времени и в определении содержания нравственного воспитания детей в семье.
Наиболее полную и системную разработку вопроса содержания нравственного 126

[Back]