Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 96]

требование о воспитании «сына Отечества» борца против самодержавия и крепостничества.
Его идеи о воспитании социально-активной
личности не только стояли выше педагогических теории, выдвигавшихся лучшими представителями западноевропейской педагогики, но и значительно опережали свое время.
Они оказали огромное влияние на последующее развитие передовой русской педагогической мысли и были использованы представителями революционно-демократической педагогики XIX в.
при разработке вопроса о целях нравственного воспитания.
Просветители второй половины XVIII в.
опережали тенденции своего времени и в определении содержания нравственного воспитания детей в семье.
Наиболее полную и системную разработку вопроса содержания нравственного
воспитания в семье мы находим у Н.И.
Новикова статье «О воспитании и наставлении для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия », напечатанной в «Прибавлении к Московским ведомостям » за 1783 год.
Глава о нравственном воспитании делится на три части: 1) «всеобщие правила благоразумного поведения при образовании сердца » или нравственных свойств детей; 2) образование сердца к добродетели; 3) образование сердца к религии и христианству.
Главную задачу нравственного воспитания просветитель видел в том, чтобы воспитать в ребенке потребность и умение «...
все понятия и рассуждения ...употреблять при всем том, что касается до нравственности его поведения и как до его собственного, так и других людей благополучия»
[148.C.2I-22J.
Следующей задачей нравственного воспитания, не менее важной, Новиков усматривал в воспитании в детях человеколюбия.
Таким образом, идея гуманизма одна из ведущих идей прогрессивной русской педагогики истоками своими восходит ко второй половине XVIII века.
«Старайтесь вливать в них искреннюю любовь и благоговение ко всем человекам, без различия состояния, религии, народа
96
[стр. 126]

увековечить самодержавно-крепостническое направление в стране, решало вопросы семейного воспитания с охранительных позиций.
Поэтому перед нравственным воспитанием ставилась цель подготовка безропотного «сына Отечества», религиозного, преданного правительству.
Этой цели соответствовала методика и содержание нравственного воспитания, направленного на подавление личности ребенка.
Совершенно по-другому подходили к разработке проблемы нравственного воспитания детей представители прогрессивногуманистического направления (Н.И.Новиков, А.А.Прокопович-Антонский), политической целью которых было переустройство общества на справедливых началах, развитие производительных сил и национальной культуры русского народа.
Поэтому в качестве основной цели нравственного воспитания детей в семье они выдвигали подготовку добродетельного гражданина, «истинного сына Отечества», способного своим трудом возвеличить Родину, бороться против сословного неравенства путем распространения просвещения и обличения паразитизма и жестокости помещиков.
Ещё дальше в определении целей нравственного воспитания пошел основоположник радикально-демократического направления в отечественной педагогике А.Н.Радищев.
В соответствии со своими политическими взглядами он выдвинул требование о воспитании «сына Отечества» борца против самодержавия и крепостничества.
Его идеи о воспитании социально-активной
о личности не только стояли вше педагогических теории, выдвигавшихся лучшими представителями западноевропейской педагогики, но и значительно опережали свое время.
Они оказали огромное влияние на последующее развитие передовой русской педагогической мысли и были использованы представителями революционно-демократической педагогики XIX в.
при разработке вопроса о целях нравственного воспитания.
Просветители второй половины XVIII в.
опережали тенденции своего времени и в определении содержания нравственного воспитания детей в семье.
Наиболее полную и системную разработку вопроса содержания нравственного
126

[стр.,127]

воспитания в семье мы находим у Н.И.
Новикова статье «О воспитании и наставлении для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия », напечатанной в «Прибавлении к Московским ведомостям » за 1783 год.
Глава о нравственном воспитании делится на три части: 1) «всеобщие правила благоразумного поведения при образовании сердца » или нравственных свойств детей ; 2) образование сердца к добродетели ; 3) образование сердца к религии и христианству.
Главную задачу нравственного воспитания просветитель видел в том, чтобы воспитать в ребенке потребность и умение «...
все понятия и рассуждения ...употреблять при всем том, что касается до нравственности его поведения и как до его собственного, так и других людей благополучия»
(148,21-22).
Следующей задачей нравственного воспитания, не менее важной, Новиков усматривал в воспитании в детях человеколюбия.
Таким образом, идея гуманизма одна из ведущих идей прогрессивной русской педагогики истоками своими восходит ко второй половине XVIII в.
«Старайтесь вливать в них искреннюю любовь и благоговение ко всем человекам, без различия состояния, религии, народа
или внешнего счастия.
Научайте их почитать братьями всех членов, низких и знатных, бедных и богатых » (148, 24) Очередная задача нравственного воспитания заключалась в воспитании патриотизма у детей.
Нравственное воспитание ребенка в семье с первых же его лет должно быть поставлено, так чтобы он мог уже с материнским молоком всасывать любовь к Отечеству.
В педагогическом наследии просветителей второй половины XVIII в.
отражается недовольство бездумным преклонением перед иностранцами, пренебрежением ко всему исконно русскому, национальному, народному.
По нашему мнению, проблема народности воспитания, отражающая национальные особенности русской педагогики, ещё нй будучи сформирована, фактически уже присутствует в работах просветителей второй половины XVIII века.
127

[Back]