Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 97]

или внешнего счастия.
Научайте их почитать братьями всех членов, низких и знатных, бедных и богатых » [148.С.
24].
Очередная задача нравственного воспитания заключалась в воспитании патриотизма у детей.
Нравственное воспитание ребенка в семье с первых же его лет должно быть поставлено, так чтобы он мог уже с материнским молоком всасывать любовь к Отечеству.
В педагогическом наследии просветителей второй половины XVIII в.
отражается недовольство бездумным преклонением перед иностранцами, пренебрежением ко всему исконно русскому, национальному, народному.
По нашему мнению, проблема народности воспитания, отражающая национальные особенности русской педагогики, ещё
ни будучи сформирована, фактически уже присутствует в работах просветителей второй половины XVIII века.
Анализ педагогических воззрений мыслителей по данному вопросу показал, что к числу важных моральных добродетелей, качеств, которые обязаны воспитать родители в своих детях посредством нравственного воспитания относятся: дисциплинированность, организованность, твердость духа, чувство товарищества, справедливость, честность, мужество, оптимизм, трудолюбие, порядок и прилежание, скромность, смирение, повиновение, уступчивость, любовь к истине, чистосердечие, примиримость и великодушие, терпение в страдании, постоянство в действии, в несчастий, во всех обстоятельствах, и многое др.
Очевидно, что достижение целей и решение задач нравственного воспитания детей в семье возможно путем определенных средств, методов и приемов.
Эта тема также нашла свое отражение в работах просветителей второй половины XVIII в.
(А.Ф.Бестужев, Е.Р.Дашкова, Н.И.Новиков, А.А.Прокопович-Антонский, А.Н.Радищев, Е.Б.Сырейщиков и другие) и явилась не менее прогрессивной, чем все остальные.

97
[стр. 127]

воспитания в семье мы находим у Н.И.
Новикова статье «О воспитании и наставлении для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия », напечатанной в «Прибавлении к Московским ведомостям » за 1783 год.
Глава о нравственном воспитании делится на три части: 1) «всеобщие правила благоразумного поведения при образовании сердца » или нравственных свойств детей ; 2) образование сердца к добродетели ; 3) образование сердца к религии и христианству.
Главную задачу нравственного воспитания просветитель видел в том, чтобы воспитать в ребенке потребность и умение «...
все понятия и рассуждения ...употреблять при всем том, что касается до нравственности его поведения и как до его собственного, так и других людей благополучия» (148,21-22).
Следующей задачей нравственного воспитания, не менее важной, Новиков усматривал в воспитании в детях человеколюбия.
Таким образом, идея гуманизма одна из ведущих идей прогрессивной русской педагогики истоками своими восходит ко второй половине XVIII в.
«Старайтесь вливать в них искреннюю любовь и благоговение ко всем человекам, без различия состояния, религии, народа или внешнего счастия.
Научайте их почитать братьями всех членов, низких и знатных, бедных и богатых » (148, 24) Очередная задача нравственного воспитания заключалась в воспитании патриотизма у детей.
Нравственное воспитание ребенка в семье с первых же его лет должно быть поставлено, так чтобы он мог уже с материнским молоком всасывать любовь к Отечеству.
В педагогическом наследии просветителей второй половины XVIII в.
отражается недовольство бездумным преклонением перед иностранцами, пренебрежением ко всему исконно русскому, национальному, народному.
По нашему мнению, проблема народности воспитания, отражающая национальные особенности русской педагогики, ещё
нй будучи сформирована, фактически уже присутствует в работах просветителей второй половины XVIII века.
127

[стр.,128]

Анализ педагогических воззрений мыслителей по данному вопросу показал, что к числу важных моральных добродетелей, качеств, которые обязаны воспитать родители в своих детях посредством нравственного воспитания относятся: дисциплинированность, организованность, твердость духа, чувство товарищества, справедливость, честность, мужество, оптимизм, трудолюбие, порядок и прилежание, скромность, смирение, повиновение, уступчивость, любовь к истине, чистосердечие, примиримость и великодушие, терпение в страдании, постоянство в действии, в несчастий, во всех обстоятельствах, и многое др.
Очевидно, что достижение целей и решение задач нравственного воспитания детей в семье возможно путем определенных средств, методов и приемов.
Эта тема также нашла свое отражение в работах просветителей второй половины XVIII в.
(А.Ф.Бестужев, Е.Р.Дашкова, Н.И.Новиков, А.А.Прокопович-Антонский, А.Н.Радищев, Е.Б.Сырейщиков и другие) и явилась не менее прогрессивной, чем все остальные.

Невозможно не отметить, что средства и методы педагогического воздействия, разрабатываемые русскими педагогами этого периода, были направлены на развитие сознания и моральных чувств детей.
В связи с этим они придавали наставлениям в нравственном поведении и требовали ознакомления детей с моральными нормами путем специально организованного этического просвещения.
Особое место в работе А.Ф.Бестужева «О воспитании» отводится проблеме наставлений и нравственных разговоров.
Рассматривая наставления, как средство нравственного воспитания просветитель возвышает некоторые советы по их применению.
«Время наставления должно быть по утру, ибо душа не быв погружена ещё в рассеянности дневные, лучшим образом может принимать нужные занятия...Наставления должно продолжаться не долее получаса, дабы не ослабить силы скукою и не требовать от детей должайшего внимания, нежели каковое прилагать они в силах» (4,427).
Из этого высказывания мы можем заключить и то что, Бестужев заложил 128

[Back]