Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 98]

Невозможно не отметить, что средства и методы педагогического воздействия, разрабатываемые русскими педагогами этого периода, были направлены на развитие сознания и моральных чувств детей.
В связи с этим они придавали наставлениям в нравственном поведении и требовали ознакомления детей с моральными нормами путем специально организованного этического просвещения.
Особое место в работе А.Ф.Бестужева «О воспитании» отводится проблеме наставлений и нравственных разговоров.
Рассматривая наставления, как средство нравственного воспитания просветитель возвышает некоторые советы по их применению.
«Время наставления должно быть по утру, ибо душа не быв погружена ещё в рассеянности дневные, лучшим образом может принимать нужные занятия...
Наставления должно продолжаться не долее получаса, дабы не ослабить силы скукою и не требовать от детей должайшего внимания, нежели каковое прилагать они в силах»
[4.С.427].
Из этого высказывания мы можем заключить и то что, Бестужев заложил
психологические основы нравственного воспитания, говоря о том, что при наставлениях и нравственных разговорах следует учитывать психологические особенности детского возраста.
Следует отметить, что при этом просветитель различает наставления и нравственный разговор.
По его мнению, первое необходимо лишь в раннем возрасте, а второе же должно продолжаться на протяжении всей жизни.
Передовые русские мыслители и педагоги понимали также, что основывать процесс нравственного воспитания преимущественно на основе
словесных методов, неэффективно.
Поэтому многие обращали внимание на сочетание различных средств и методов педагогического воздействия.
Наставление, например, рекомендовалось обязательно подкреплять положительными примерами поведения и упражнениями в нравственных поступках, которые постепенно должны превратиться в привычку поступать нравственно даже наедине с самим собой.
Особенно важно, чтобы идеалом
98
[стр. 128]

Анализ педагогических воззрений мыслителей по данному вопросу показал, что к числу важных моральных добродетелей, качеств, которые обязаны воспитать родители в своих детях посредством нравственного воспитания относятся: дисциплинированность, организованность, твердость духа, чувство товарищества, справедливость, честность, мужество, оптимизм, трудолюбие, порядок и прилежание, скромность, смирение, повиновение, уступчивость, любовь к истине, чистосердечие, примиримость и великодушие, терпение в страдании, постоянство в действии, в несчастий, во всех обстоятельствах, и многое др.
Очевидно, что достижение целей и решение задач нравственного воспитания детей в семье возможно путем определенных средств, методов и приемов.
Эта тема также нашла свое отражение в работах просветителей второй половины XVIII в.
(А.Ф.Бестужев, Е.Р.Дашкова, Н.И.Новиков, А.А.Прокопович-Антонский, А.Н.Радищев, Е.Б.Сырейщиков и другие) и явилась не менее прогрессивной, чем все остальные.
Невозможно не отметить, что средства и методы педагогического воздействия, разрабатываемые русскими педагогами этого периода, были направлены на развитие сознания и моральных чувств детей.
В связи с этим они придавали наставлениям в нравственном поведении и требовали ознакомления детей с моральными нормами путем специально организованного этического просвещения.
Особое место в работе А.Ф.Бестужева «О воспитании» отводится проблеме наставлений и нравственных разговоров.
Рассматривая наставления, как средство нравственного воспитания просветитель возвышает некоторые советы по их применению.
«Время наставления должно быть по утру, ибо душа не быв погружена ещё в рассеянности дневные, лучшим образом может принимать нужные занятия...Наставления должно продолжаться не долее получаса, дабы не ослабить силы скукою и не требовать от детей должайшего внимания, нежели каковое прилагать они в силах»
(4,427).
Из этого высказывания мы можем заключить и то что, Бестужев заложил
128

[стр.,129]

психологические основы нравственного воспитания, говоря о том, что при наставлениях и нравственных разговорах следует учитывать психологические особенности детского возраста.
Следует отметить, что при этом просветитель различает наставления и нравственный разговор.
По его мнению, первое необходимо лишь в раннем возрасте, а второе же должно продолжаться на протяжении всей жизни.
Передовые русские мыслители и педагоги понимали также, что основывать процесс нравственного воспитания преимущественно на основе
на словесных методе», неэффективно.
Поэтому многие обращали внимание на сочетание различных средств и методов педагогического воздействия.
Наставление, например, рекомендовалось обязательно подкреплять положительными примерами поведения и упражнениями в нравственных поступках, которые постепенно должны превратиться в привычку поступать нравственно даже наедине с самим собой.
Особенно важно, чтобы идеалом
высоконравственного поведения были самые близкие и дорогие люди родители (о роли примера родителей на воспитание речь пойдет в следующем параграфе данного исследования).
Упражнять в нравственных поступках просветители рекомендовали, используя естественные ситуации и возможности.
Заслугой прогрессивных русских педагогов и мыслителей второй половины XVIII в.
является также разработка ими гуманной системы поощрений и наказаний, направленной на предупреждение безнравственных поступков и исправление отклонений в нравственном развитии ребенка.
«Побои не только не нужны, но и весьма вредны для дитяти» (151,708).
А.Ф.Бестужев, например, соглашаясь с тем, что при нравственном воспитании следует отменить «всякого рода телесные наказания, никто не имеет право таким образом наказывать дитя за что бы то ни было» (4,437), однако, приводит некоторые общие правила, согласно которым «должно располагать употребление наказаний».
Он выделяет «роды наказаний», применение которых, по его мнению, необходимо.
129

[Back]