Проверяемый текст
Троян, Инна Игоревна; Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье (Диссертация 1999)
[стр. 99]

высоконравственного поведения были самые близкие и дорогие люди родители (о роли примера родителей на воспитание речь пойдет в следующем параграфе данного исследования).
Упражнять в нравственных поступках просветители рекомендовали, используя естественные ситуации и возможности.
Заслугой прогрессивных русских педагогов и мыслителей второй половины XVIII в.
является также разработка ими гуманной системы поощрений и наказаний, направленной на предупреждение безнравственных поступков и исправление отклонений в нравственном развитии ребенка.
«Побои не только не нужны, но и весьма вредны для дитяти»
[151.С.708].
А.Ф.Бестужев, например, соглашаясь с тем, что при нравственном воспитании следует отменить «всякого рода телесные наказания, никто не имеет право таким образом наказывать дитя, за что бы то ни было»
[4.С.437], однако, приводит некоторые общие правила, согласно которым «должно располагать» употребление наказаний».
Он выделяет «роды наказаний», применение которых, по его мнению, необходимо « Лишение, например, некоторых яств или некоторых увеселений, но таким образом, чтоб лишение продолжалось не долее одного дня.
А чтоб внушить детям наибольшее уважение к истине и наибольшее омерзение ко лжи, надобно, чтобы оные никогда не оставались без наказания, и нужно уменьшить тяжесть наказания всегда, когда за проступком будет следовать искреннее признание»
[4.С.439].
Напротив, такие проявления детского возраста, как «остроты и живость, которые нужно более возбуждать в сих летах, нежели истреблять» любые наказания тут неприемлемы, а наоборот «оказывать должно всякое снисхождение».
В разработках просветителей системы поощрений и наказаний затрагивается вопрос о соблюдении чувства меры в их применении: «Надобно, чтобы всякое наказание было редко, дабы
99
[стр. 129]

психологические основы нравственного воспитания, говоря о том, что при наставлениях и нравственных разговорах следует учитывать психологические особенности детского возраста.
Следует отметить, что при этом просветитель различает наставления и нравственный разговор.
По его мнению, первое необходимо лишь в раннем возрасте, а второе же должно продолжаться на протяжении всей жизни.
Передовые русские мыслители и педагоги понимали также, что основывать процесс нравственного воспитания преимущественно на основе на словесных методе», неэффективно.
Поэтому многие обращали внимание на сочетание различных средств и методов педагогического воздействия.
Наставление, например, рекомендовалось обязательно подкреплять положительными примерами поведения и упражнениями в нравственных поступках, которые постепенно должны превратиться в привычку поступать нравственно даже наедине с самим собой.
Особенно важно, чтобы идеалом высоконравственного поведения были самые близкие и дорогие люди родители (о роли примера родителей на воспитание речь пойдет в следующем параграфе данного исследования).
Упражнять в нравственных поступках просветители рекомендовали, используя естественные ситуации и возможности.
Заслугой прогрессивных русских педагогов и мыслителей второй половины XVIII в.
является также разработка ими гуманной системы поощрений и наказаний, направленной на предупреждение безнравственных поступков и исправление отклонений в нравственном развитии ребенка.
«Побои не только не нужны, но и весьма вредны для дитяти»
(151,708).
А.Ф.Бестужев, например, соглашаясь с тем, что при нравственном воспитании следует отменить «всякого рода телесные наказания, никто не имеет право таким образом наказывать дитя за что бы то ни было»
(4,437), однако, приводит некоторые общие правила, согласно которым «должно располагать употребление наказаний».
Он выделяет «роды наказаний», применение которых, по его мнению, необходимо.

129

[стр.,130]

« Лишение, например, некоторых яств или некоторых увеселений, но таким образом, чтоб лишение продолжалось не долее одного дня.
А чтоб внушить детям наибольшее уважение к истине и наибольшее омерзение ко лжи, надобно, чтобы оные никогда не оставались без наказания, и нужно уменьшить тяжесть наказания всегда, когда за проступком будет следовать искреннее признание»
(4,439).
Напротив, такие проявления детского возраста, как «остроты и живость, которые нужно более возбуждать в сих летах, нежели истреблять» любые наказания тут неприемлемы, а наоборот «оказывать должно всякое снисхождение».
В разработках просветителей системы поощрений и наказаний затрагивается вопрос о соблюдении чувства меры в их применении: «Надобно, чтобы всякое наказание было редко, дабы
учащением оных наказания не лишились важности своей.
Всякого рода наказания тотчас теряют силу свою, когда они обыкновенны становятся.
И в сем случае сила бесславия зависит много от умения и умеренности его употребления» (4,437).
Проблему «осмотрительности» и «благоразумия» поднимает и А.А.Прокопович-Антонский: «В самых попечениях о детях, в самых наградах, особливо вещественных, надобно иметь великую осторожность, чтобы не делать их слишком часто и не вовремя» ( 177,52).
Подводя итог, следует заметить: все просветители говорили о вреде телесных наказаний, т.к.
страх наказания «впечатлевается в воображения детей, что остаётся в них навсегда и простирает пагубные свои влияния нередко на целую жизнь» (4,358), тем не менее, они утверждали о необходимости применения некоторых видов наказаний: «...
узда строгости необходима.
Жалка участь сына ненаказанного.
Отец и необузданный сын равно постраждут» (4,358).
Отсюда следовала интересная проблема, которая и по сей день актуальна в педагогике семейного воспитания соблюдение чувства меры, причем это чувство меры должно присутствовать и при умственном, физическом, эстетическом и других видах воспитания.

[Back]