Проверяемый текст
Розанова, Надежда Михайловна. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России : диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.01. - Москва, 1998. - 282 с.
[стр. 73]

73 (уже действующие в отрасли или на рынке) обладают потенциальной монопольной властью, которая часто реализуется неформальным образом через развитие вертикальной квазиинтеграции.
С другой стороны, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, которые оцениваются как довольно концентрированные отрасли, демонстрируют сравнительно низкие барьеры входа.
Следовательно, даже при наличии небольшого числа крупных фирм, в этих отраслях могут развиваться конкурентные механизмы взаимодействия фирм, однако не в виде процесса конкуренции, который и оценивается через статистические показатели концентрации, искажающие часто реальную картину, а в виде
конкретного результата конкурентных объемов выпуска, цен товара и степени товарной дифференциации.
Невысокий уровень промышленного производства в сравнении с объемом производственных мощностей создает ситуацию с
высокой «угрозой входа» на значительной части отраслевых рынков в России.
Безусловно, не все отраслевые рынки будут однородны в этом отношении.
Исследование показывает существенно низкое использование производственных
мощностей во многих видах производств химической и пищевой промышленности, машиностроении, нефтедобыче.
Относительно благополучно обстоит дело в нефтеперерабатывающей, угольной промышленности, автомобилестроении.
При этом различия показателя коэффициента использования производственной мощности связаны не с размерами предприятий, а с
их отраслевыми особенностями.
Таким образом, невысокий уровень загрузки мощностей в переходной экономике становится фактором, усиливающим барьеры входа в отрасль: увеличение отраслевого выпуска в несколько раз может быть достигнуто не за счет входа новых фирм в отрасль (перелива капитала между отраслями), а только за счет более полного использования мощностей уже действующими в отрасли предприятиями.
[стр. 119]

119 С другой стороны, такие отрасли, как химическая и нефтехимическая промышленность и машиностроение, которые оцениваются как довольно концентрированные отрасли, демонстрируют сравнительно низкие барьеры входа.
Следовательно, даже при наличии небольшого числа крупных фирм в этих отраслях могут развиваться конкурентные механизмы взаимодействия фирм, однако не в виде процесса конкуренции, который и оценивается через статистические показатели концентрации, искажающие часто реальную картину, а в виде
конкурентного результата конкурентных объемов выпуска, цен товара и степени товарной дифференциации.
Встает вопрос об источниках рыночного преимущества.
Большая величина обусловлена большейреализации на одного занятого может быть производительностью труда (вызванной в том числе существенно большей фондовооруженностью труда на крупных предприятиях).
Однако большее значение показателя может быть вызвано и рыночной властью, масштабы которой у крупных предприятий существенно выше, нежели у мелких.
Предположение о влиянии фондовооруженности на производительность труда подтверждается наличием положительной связи между показателями фондовооруженности и реализации на одного занятого (коэффициент корреляции 0,7).
Одновременно крупных предприятий между показателямиУ фондовооруженности и реализации на одного занятого существует слабая, но отрицательная исимость (-0,17).
Последнее, видимо, может объясняться наличием большего объема избыточных мощностей у крупных предприятий по сравнению с мелкими.
Таким образом, относительное преимущество крупных предприятий перед мелкими с точки зрения рыночной власти первых в отрасли показывает наличие барьеров входа.
Крупные предприятия в российской экономике (см.
данные таблиц 3.12.
и 3.13.) характеризуются большей загрузкой производственных мощностей по сравнению с мелкими предприятиями, что может свидетельствовать о наличии у крупных предприятии дополнительных инвестиции оборудованияв Дополнительные инвестиции в оборудование могли бы выступать в данном случае в качестве стратегического барьера входа на рынок.
Однако такая трактовка избыточных мощностей в современной российской экономике была бы абсолютно неадекватной.
С точки зрения здравого смысла, трудно предположить, что в стратегического предотвращения входа фирма будет сознательно сокращать

[стр.,120]

120 коэффициент использования производственной мощности до 40-50° о, те более что предотвратить вход данном случае невозможно увеличение отраслевого выпуска в несколько раз может быть, как правило, достигнуто формально вообще без входа конкурентов за счет более полного использования мощностей уже действующими в отрасли предприятиями.
словами, экономический смысл мощностей переходной экономике меняется на диаметрально противоположный относительно низкий уровень избыточных мощностей можно рассматривать как реализацию конкурентных преимуществ крупных производителей.
Невысокий уровень промышленного производства в сравнении с объемом производственных мощностей создает ситуацию с
высок< значительной части отраслевых рынков в России.
Безусловно, не все отраслевые рынки будут однородны в этом отношении.
Исследование показывает существенно низкое использование производственных
угрозой на мощностей таких отраслях, как многие виды производств пищевой промышленности, химическая, машиностроение, нефтедобыча.
Относительно благополучно обстоит угольной X U промышленности, автомобилестроении (табл.
3.15).
При этом различия показателя коэффициента использования производственной мощности связаны не с размерами предприятий, а с
отраслевыми особенностями.
Таблица 3.15 Уровень загрузки производственной мощности в промышленности России, в процентах (1996) Товарная группа (отрасль) Производство мяса Производство масла сливочного Консервы мясные Молоко Сыр Сахар Масло растительное Макаронные изделия Хлебобулочная промышленность Среднегодовое использование производственной мощности (в %) 25,3 29.2 42,5 24,0 45.7 85,0 39.7 32.3 41,2 36.8 60.9 Черная металлургия Промышленность строительных материало] Производство труб Литье стальное 71.8 80.9 38,5 30.3 21.3

[Back]