Во-вторых, преимущественная ориентация на политические партии и движения демократического крыла политического спектра и принятие демократии как ценности. В -тр е тьи х, резкий, по сравнению с началом 1990-х годов, спад экстремистских тенденций в молодежном сознании и ориентация на устойчивое развитие и стабильные ценности. В-четверты х, рост этноцентризма молодежи, особенно в возрасте 15-17 лет, зафиксированный учеными НИИКСИ СпбГУ, и постепенное, имеющее ценностную природу, осознание себя россиянами. Не исключено со временем проявление в массовом сознании умеренного общероссийского национализма либерального толка и, соответственно, националистических ценностей, что является вполне нормальным явлением. Имели место и тенденции обоюдной межнациональной неприязни, однако, без ее усиления. В -пяты х, быстрое, хотя и не без противоречий, утверждение в сознании молодых россиян гражданственности и патриотизма, как ценности. В-ш естых, откровенная непопулярность насилия, как ценностного элемента сознания и войны, как разновидности таковой. Названные тенденции не снимали трудностей социализации и самореализации, подчас, чудовищных, одолеть которые многим молодым людям оказывалось не по силам. Отсюда и деформация ценностей, и обеднение жизненных планов, которые поначалу резко бросались в глаза, вызывали чувство протеста, а со временем становились для многих обыденным сопровождением непростой реальности. В этом контексте формировались жизненные планы молодежи. На вопрос: «Каковы ваши жизненные планы на ближайшие 5-7 лет?» (отметить надо было не более трех позиций) ответы (по рейтингу) были такими: добиться материального благополучия 51,5%, стать высококвалифицированным специалистом 40,7%, найти работу 30,6%, создать семью 30,4%, завершить учебу 30,0%, встретить любимого человека 27,0%, решить проблему жилья 17,2%, быть полезным людям 13,1%, иметь детей 11,1%, найти верных друзей 5,9%, приобрести автомобиль 5,4%, уехать за границу 3,7%, найти место в России, где можно жить лучше 3,4%, другое 2,3%. Среди молодых людей 85,4% отнесли себя к «поколению надежды».317 317См.: Криминализация сознания современной российской молодежи как предмет социального анализа НИИКСИ СПбГУ. 1999. С.67. 158 |
приобретающих характер психических эпидемий.27 26 января 2003 года в Москве проходили XI Международные Рождественские чтения. В них приняли участие Патриарх Московский и Всея Руси Алексий И, министр образования В. Филиппов, Президент Российской академии образования Н. Никандров. Чтения были посвящены вопросам культуры и образования.28 Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил: «Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвой, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству». Министр образования В. Филиппов подчеркнул: «Действительно, в духовно-нравственном воспитании одним из наиболее действенных направлений является обращение к тому богатейшему пласту православной культуры, который охватывает духовное наследие. Именно в нем содержатся знания о человеке и его душе, и поэтому они могут служить своеобразной педагогической энциклопедией в деле духовного формирования личности».29 В социально-политических ориентациях доминировали такие тенденции. Во-первых, превращение политической сферы жизни, в том числе и политической активности, в сугубо инструментальную ценность для большинства молодых людей, связанную с решением их собственных жизненных задач, при резком, по сравнению с советским временем, снижении реальной общественно-политической активности. Во-вторых, преимущественная ориентация на политические партии и движения демократического крыла политического спектра и принятие демократии как ценности. В-третьих, резкий, по сравнению с началом 1990-х годов, спад экстремистских тенденций в молодежном сознании и ориентация на устойчивое развитие и стабильные ценности. В-четвертых, рост этноцентризма молодежи, особенно в возрасте 15-17 лет, зафиксированный учеными НИИКСИ СпбГУ, и постепенное, имеющее ценностную природу, осознание себя россиянами. Не исключено со временем проявление в массовом сознании умеренного общероссийского национализма либерального толка и, соответственно, националистических ценностей, что является вполне нормальным явлением. Имели место и тенденции обоюдной межнациональной 27 См.: Щ иголев И.И. Ретроспектива психических эпидем ий в России. С П б., 1996. Гл.1У, У 1. 21 Вера без добрых дел мертва // Вузовские вести. 2003. № 3(169). С .1 ,4, 5. 29 Филиппов В. Духовность и образование // Вузовские вести. 2003. № 3. С .5. 39 неприязни, однако, без ее усиления. В-пятых, быстрое, хотя и не без противоречий, утверждение в сознании молодых россиян гражданственности и патриотизма, как ценности. В-шестых, откровенная непопулярность насилия, как ценностного элемента сознания и войны, как разновидности таковой. Названные тенденции не снимали трудностей социализации и самореализации, подчас, чудовищных, одолеть которые многим молодым людям оказывалось не по силам. Отсюда и деформация ценностей, и обеднение жизненных планов, которые поначалу резко бросались в глаза, вызывали чувство протеста, а со временем становились для многих обыденным сопровождением непростой реальности. В этом контексте формировались жизненные планы молодежи. На вопрос: «Каковы ваши жизненные планы на ближайшие 5-7 лет?» (отметить надо было не более трех позиций) ответы (по рейтингу) были такими: добиться материального благополучия 51,5%, стать высококвалифицированным специалистом 40,7%, найти работу 30,6%, создать семью 30,4%, завершить учебу 30,0%, встретить любимого человека 27,0%, решить проблему жилья 17,2%, быть полезным людям 13,1%, иметь детей 11,1%, найти верных друзей5,9%, приобрести автомобиль 5,4%, уехать за границу 3,7%, найти место в России, где можно жить лучше 3,4%, другое 2,3%. Среди молодых людей 85,4% отнесли себя к "поколению надежды".30 Жизненные интересы и перспективы молодежи существенно корректировались в явно негативном направлении в силу осложняющегося материального положения 93% респондентов назвали его катастрофическим.31 Следует подчеркнуть, что на сознание молодого человека существенно влияла массовая культура. Не отвергая ее позитивные стороны, адекватно отвечавшие состоянию общества, массовая культура объективно несла в себе безыдейность, цинизм, аполитичность, культивировала низменные стремления человека, принижала духовное пространство молодых людей. Средства массовой информации, особенно телевидение, обрушили на молодого человека, оказавшегося в условиях социально-экономического кризиса, безнравственность и цинизм, которые углубляли разрушение духовно-нравственных устоев молодежи. Правосознание —это тот инструмент, который может и должен пробудить у молодого человека государственный образ мысли, государственное 30 См.: Криминализация сознания современной российской молодеж и как предмет социального анализа НИИКСИ СПбГУ. 1999. С.67. 3' См.: Там же. С.90-94. 40 |