Проверяемый текст
Фокин, Сергей Александрович; Деятельность государственных и общественных институтов России в отношении молодого поколения в социальной сфере (Диссертация 2003)
[стр. 163]

деньги 69, 29 и 2%; не платить налоги 29, 46 и 25%; стать политическим деятелем и извлекать личную выгоду 50, 37 и 13%; жениться-выйти замуж из-за богатства 32, 48 и 20%; взять силой то, что хочу 63, 26 и 11%.
Если на эти данные смотреть в общем, то молодые люди «относятся спокойно» к незаконным способам достижения «богатства и процветания», а часть респондентов хотели бы иметь возможность таким образом решать свои материальные проблемы.328
В данном случае российская молодежь существенно отличалась от молодых людей развитых стран, которые постоянно обращались к правовым, законодательным документам.
Опрос Фонда политических инициатив США в 1993 году провел опрос, согласно которому систематически работали с юридической литературой 21% студентов из низших слоев и 45% из высших.329 В формировании молодежи все большую роль играла религия, церковь.
Отношение молодежи к религии имело довольно сложную структуру.
При общем возрастании числа верующих среди молодых людей (32%)
была довольно значительная часть (более 50%) не определившихся колеблющихся между верой и неверием, а также верующих в безликие сверхъестественные силы (45% вера в общение с духами, магию, гадания, колдовство, астрологию).
Но при всесторонней оценке религия, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимали далеко не ведущее место.
Сравнение ориентаций и действий верующей молодежи с ориентациями и действиями всей молодежи показывало, что в отношении тех и других к сомнительным мирским
«развлечениям» и даже к девиантным формам поведения не отмечалось принципиальной разницы.
Духовно-нравственная атмосфера
российской жизни не располагала к развитию духовного потенциала в молодом человеке, к развитию его нравственных
качеств.330 Вместе с тем именно церковь важнейший институт воспитания и исключения девиантного поведения.
Это признавало Министерство образования России, высказываясь за более активное взаимодействие системы образования и церкви.
Но по признанию представителя
327Лукашева Е.А.
Послесловие // Новгородцев П.И.
Введение в философию права.
Кризис современного правосознания.
М., 1996.
С.262-263.

3 См.: Социально-экономическое положение молодежи и ее политические ориентации.
Аналитический отчет по итогам исследования 1997 года.
М., 1998.
С.39.

329 Указ.
по: См.: Доклад «О положении молодежи в Республике Татарстан» / Государственный комитет РТ по делам детей и молодежи.
Казань: ЦОП АО АБАК, 1996.
С.104.

330 См.: Положение молодежи в российской федерации и государственная молодежная политика.
Государственный доклад / Государственный комитет российской федерации по делам молодежи.
М.,
[стр. 44]

Среди молодежи было развито неуважение к правоохранительным органам, которые не обеспечивали соблюдение законности и прав граждан в различных сферах жизни российского общества.
Как следствие этого происходил непрерывный рост девиантного поведения и молодежной преступности.
Политическая апатия и неверие, правовой нигилизм, принижение роли государственно-правовых начал в обществе, противоречивое законодательство создавали атмосферу стихийности, неуправляемости, неупорядоченности отношений между людьми.36 Вместе с тем, одних правовых знаний (тем более чисто книжных) было недостаточно для предупреждения правонарушений среди молодежи.
Необходимо, чтобы у молодых людей сложилось не только правильное представление о сущности закона, но и вырабатывалось позитивное к нему отношение.
Важно, чтобы правовые знания превратились в твердые убеждения.
Но для этого необходимо, чтобы законы отражали реальную жизнь, стимулировали человека на совершенствование общества.
Проведенное НИЦ при Институтом молодежи социологическое исследование в рамках мониторинга выявило отношение молодежи к различным способам достижения «богатства».
Ответы были такими: занять должность и брать крупные взятки осуждаю 52%, отношусь спокойно — 39%, хотел бы иметь такую возможность; украсть крупную сумму денег — 79, 16 и 5%; работать в сомнительной фирме —42, 46 и 12%; торговать оружием, женщинам, наркотиками —86, 11 и 12%; заниматься сексом за деньги 69, 29 и 2%; не платить налоги 29, 46 и 25%; стать политическим деятелем и извлекать личную выгоду — 50, 37 и 13%; жениться-выйти замуж из-за богатства —32, 48 и 20%; взять силой то, что хочу —63, 26 и 11%.
Если на эти данные смотреть в общем, то молодые люди «относятся спокойно» к незаконным способам достижения «богатства и процветания», а часть респондентов хотели бы иметь возможность таким образом решать свои материальные проблемы.

37 В государственном докладе «О положении молодежи в Республике Татарстан» 1996 года отмечалось, что в молодежной среде сформировано негативное отношение к действующему праву и правоохранительным органам.
По данным социологического опроса подростков, проводившегося в августе 1995 года, 14% респондентов заявляли об абсолютно негативном, еще 31% о безразличном отношении к праву, только 17% участников опроса когда-либо читали юридическую литературу и только 26,5% интересовались ею.38 Конечно, ни о каком 36 Лукашева Е.А.
П ослесловие // Н овгородцев П.И.
Введение в философию права.
Кризис современного правосознания.
М ., 1996.
С .262-263.

См.: Социально-экономическое полож ение молодеж и и ее политические ориентации.
Аналитический отчет по итогам исследования 1997 года.
М ., 1998.
С.39.

См.: Доклад «О положении молодеж и в Республике Татарстан» / Государственный комитет РТ по делам детей и молодежи.
Казань: ЦОП А О А БА К , 1996.
С.

100.
43

[стр.,52]

гадания, колдовство, астрологию).
Но при всесторонней оценке религия, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимали далеко не ведущее место.
Сравнение ориентаций и действий верующей молодежи с ориентациями и действиями всей молодежи показывало, что в отношении тех и других к сомнительным мирским
“развлечениям” и даже к девиантным формам поведения не отмечалось принципиальной разницы.
Духовно-нравственная атмосфера российской жизни не располагала к развитию духовного потенциала в молодом человеке, к развитию его нравственных
качеств.54 Вместе с тем именно церковь важнейший институт воспитания и исключения девиантного поведения.
Это признавало Министерство образования России, высказываясь за более активное взаимодействие системы образования и церкви.
Но по признанию представителя
Министерства, инициатива исходит только от церкви.55 В то же время церковь предпринимало меры к расширению религиозного влияния на молодых людей.
Эти вопросы широко рассматривались в докладе Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе в феврале 1997 года, в нем был раздел «Церковная работа с молодежью».
Подчеркивая великую ответственность церкви за молодежь, Патриарх говорил о необходимости «серьезно продуманной программы, которую могло бы осуществлять Всецерковное православное молодежное движение», спрашивал с тех епархий, в которых не были созданы молодежные центры, а привлечение молодежи в церковь было пущено на самотек.
«Священнику не нужно бояться искать новые методы работы», надо «приходить с проповедью в физкультурную секцию, на ремесленные курсы, в театральную студию, на стадион, на военно-спортивные игры».56 Исследователь Т.И.
Варзанова приходит к выводу, что «молодежь для церкви —важный стратегический ресурс, своего рода ’’социальный проект XXI века”».57Вместе с тем можно сделать вывод и о том, что церковь является важным ресурсом нравственного воспитанию молодого поколения россиян.
Социологические исследования 1990-1991 годов показывали, что в возрастной группе 18-24 лет верили в Бога 22%, верили в сверхъестественные силы, колебались между верой и безверием 40%; в возрастной группе 25-30 лет соответственно 19 и 38%.
Это на порядок меньше, чем в среде людей предпенсионного возраста и пенсионеров 4254%.
Такие же показатели были выявлены Центром социологических См.: Положение молодежи в российской федерации и государственная молодежная политика.
Государственный доклад / Государственный комитет российской федерации по делам молодежи.
М.,
1998.
См.: Московский церковный вестник.
1998.
№9.
См.: Журнал Московской Патриархии.
1997.
№3; Московский церковный вестник.
1998.
№2.
С.4; №9.
См.: Варзанова Т.И.
Молодежь как социальный ресурс церкви Н Молодежь и общество на рубеже веков.Ч.1.
М., 1998.
С.10.
51

[стр.,184]

вопросам семьи, материнства и детства администрации области и отделом религиозного образования и катехизации Самарского епархиального управления.
В соответствии с единым соглашением каждое полугодие принимался план совместных мероприятий.
При Благовещенской церкви в селе Сергиевск был создан центр православного духовного просвещения «Преображение», аналогичные центры были открыты в 4 городах и районах.
В Камчатской области в профилактике противоправного поведения несовершеннолетних также расширялось взаимодействие государственных органов с Русской Православной Церковью.
По инициативе УВД области с помощью Главы Русской Православной Церкви на Камчатке Владыки Игнатия, управления образования, физической культуры, молодежной политики было организовано скаутское движение для трудных подростков, которое зарегистрировано как «Камчатский союз скаутов».57 В формировании молодежи все большую роль играли религия, церковь.
Отношение молодежи к религии имело довольно сложную структуру.
При общем возрастании числа верующих среди молодых людей (32%)
выявлялась довольно значительная часть (более 50%) не определившихся колеблющихся между верой и неверием, а также верующих в безликие сверхъестественные силы (45% —вера в общение с духами, магию, гадания, колдовство, астрологию).
Но при всесторонней оценке религия, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимали далеко не ведущее место.
Сравнение ориентаций и действий верующей молодежи с ориентациями и действиями всей молодежи показывало, что в отношении тех и других к сомнительным мирским
“развлечениям” и даже к девиантным формам поведения не отмечалось принципиальной разницы.
Духовно-нравственная атмосфера
современной российской жизни не располагала к развитию духовного потенциала в молодом человеке, к развитию его нравственных качеств.58 Вместе с тем именно церковь была важнейшим институтом воспитания и исключения девиантного поведения.
Это признавало Министерство образования России, высказываясь за более активное взаимодействие системы образования и церкви.
Но по признанию представителя
Министерства, инициатива исходила только от церкви.59 В то же время церковь предпринимала меры к расширению религиозного влияния на молодых людей.
Эти вопросы широко рассматривались в ТА М инистерства труда и социального развития РФ.
Аппарат Ф едеральной комиссии по делам несоверш еннолетних.
Аналитический обзор информаций субъектов РФ о работе в свете Ф едерального закона «О б основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несоверш еннолетних».
См.: Положение молодеж и в российской федерации и государственная молодежная политика.
Государственный доклад / Государственный комитет российской федерации по делам молодежи.
М
., 1998.
См.: Московский церковный вестник.
1998.
№ 9.
183

[Back]