деньги 69, 29 и 2%; не платить налоги 29, 46 и 25%; стать политическим деятелем и извлекать личную выгоду 50, 37 и 13%; жениться-выйти замуж из-за богатства 32, 48 и 20%; взять силой то, что хочу 63, 26 и 11%. Если на эти данные смотреть в общем, то молодые люди «относятся спокойно» к незаконным способам достижения «богатства и процветания», а часть респондентов хотели бы иметь возможность таким образом решать свои материальные проблемы.328 В данном случае российская молодежь существенно отличалась от молодых людей развитых стран, которые постоянно обращались к правовым, законодательным документам. Опрос Фонда политических инициатив США в 1993 году провел опрос, согласно которому систематически работали с юридической литературой 21% студентов из низших слоев и 45% из высших.329 В формировании молодежи все большую роль играла религия, церковь. Отношение молодежи к религии имело довольно сложную структуру. При общем возрастании числа верующих среди молодых людей (32%) была довольно значительная часть (более 50%) не определившихся колеблющихся между верой и неверием, а также верующих в безликие сверхъестественные силы (45% вера в общение с духами, магию, гадания, колдовство, астрологию). Но при всесторонней оценке религия, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимали далеко не ведущее место. Сравнение ориентаций и действий верующей молодежи с ориентациями и действиями всей молодежи показывало, что в отношении тех и других к сомнительным мирским «развлечениям» и даже к девиантным формам поведения не отмечалось принципиальной разницы. Духовно-нравственная атмосфера российской жизни не располагала к развитию духовного потенциала в молодом человеке, к развитию его нравственных качеств.330 Вместе с тем именно церковь важнейший институт воспитания и исключения девиантного поведения. Это признавало Министерство образования России, высказываясь за более активное взаимодействие системы образования и церкви. Но по признанию представителя 327Лукашева Е.А. Послесловие // Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996. С.262-263. 3 См.: Социально-экономическое положение молодежи и ее политические ориентации. Аналитический отчет по итогам исследования 1997 года. М., 1998. С.39. 329 Указ. по: См.: Доклад «О положении молодежи в Республике Татарстан» / Государственный комитет РТ по делам детей и молодежи. Казань: ЦОП АО АБАК, 1996. С.104. 330 См.: Положение молодежи в российской федерации и государственная молодежная политика. Государственный доклад / Государственный комитет российской федерации по делам молодежи. М., |
Среди молодежи было развито неуважение к правоохранительным органам, которые не обеспечивали соблюдение законности и прав граждан в различных сферах жизни российского общества. Как следствие этого происходил непрерывный рост девиантного поведения и молодежной преступности. Политическая апатия и неверие, правовой нигилизм, принижение роли государственно-правовых начал в обществе, противоречивое законодательство создавали атмосферу стихийности, неуправляемости, неупорядоченности отношений между людьми.36 Вместе с тем, одних правовых знаний (тем более чисто книжных) было недостаточно для предупреждения правонарушений среди молодежи. Необходимо, чтобы у молодых людей сложилось не только правильное представление о сущности закона, но и вырабатывалось позитивное к нему отношение. Важно, чтобы правовые знания превратились в твердые убеждения. Но для этого необходимо, чтобы законы отражали реальную жизнь, стимулировали человека на совершенствование общества. Проведенное НИЦ при Институтом молодежи социологическое исследование в рамках мониторинга выявило отношение молодежи к различным способам достижения «богатства». Ответы были такими: занять должность и брать крупные взятки осуждаю 52%, отношусь спокойно — 39%, хотел бы иметь такую возможность; украсть крупную сумму денег — 79, 16 и 5%; работать в сомнительной фирме —42, 46 и 12%; торговать оружием, женщинам, наркотиками —86, 11 и 12%; заниматься сексом за деньги 69, 29 и 2%; не платить налоги 29, 46 и 25%; стать политическим деятелем и извлекать личную выгоду — 50, 37 и 13%; жениться-выйти замуж из-за богатства —32, 48 и 20%; взять силой то, что хочу —63, 26 и 11%. Если на эти данные смотреть в общем, то молодые люди «относятся спокойно» к незаконным способам достижения «богатства и процветания», а часть респондентов хотели бы иметь возможность таким образом решать свои материальные проблемы. 37 В государственном докладе «О положении молодежи в Республике Татарстан» 1996 года отмечалось, что в молодежной среде сформировано негативное отношение к действующему праву и правоохранительным органам. По данным социологического опроса подростков, проводившегося в августе 1995 года, 14% респондентов заявляли об абсолютно негативном, еще 31% о безразличном отношении к праву, только 17% участников опроса когда-либо читали юридическую литературу и только 26,5% интересовались ею.38 Конечно, ни о каком 36 Лукашева Е.А. П ослесловие // Н овгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М ., 1996. С .262-263. См.: Социально-экономическое полож ение молодеж и и ее политические ориентации. Аналитический отчет по итогам исследования 1997 года. М ., 1998. С.39. См.: Доклад «О положении молодеж и в Республике Татарстан» / Государственный комитет РТ по делам детей и молодежи. Казань: ЦОП А О А БА К , 1996. С. 100. 43 гадания, колдовство, астрологию). Но при всесторонней оценке религия, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимали далеко не ведущее место. Сравнение ориентаций и действий верующей молодежи с ориентациями и действиями всей молодежи показывало, что в отношении тех и других к сомнительным мирским “развлечениям” и даже к девиантным формам поведения не отмечалось принципиальной разницы. Духовно-нравственная атмосфера российской жизни не располагала к развитию духовного потенциала в молодом человеке, к развитию его нравственных качеств.54 Вместе с тем именно церковь важнейший институт воспитания и исключения девиантного поведения. Это признавало Министерство образования России, высказываясь за более активное взаимодействие системы образования и церкви. Но по признанию представителя Министерства, инициатива исходит только от церкви.55 В то же время церковь предпринимало меры к расширению религиозного влияния на молодых людей. Эти вопросы широко рассматривались в докладе Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе в феврале 1997 года, в нем был раздел «Церковная работа с молодежью». Подчеркивая великую ответственность церкви за молодежь, Патриарх говорил о необходимости «серьезно продуманной программы, которую могло бы осуществлять Всецерковное православное молодежное движение», спрашивал с тех епархий, в которых не были созданы молодежные центры, а привлечение молодежи в церковь было пущено на самотек. «Священнику не нужно бояться искать новые методы работы», надо «приходить с проповедью в физкультурную секцию, на ремесленные курсы, в театральную студию, на стадион, на военно-спортивные игры».56 Исследователь Т.И. Варзанова приходит к выводу, что «молодежь для церкви —важный стратегический ресурс, своего рода ’’социальный проект XXI века”».57Вместе с тем можно сделать вывод и о том, что церковь является важным ресурсом нравственного воспитанию молодого поколения россиян. Социологические исследования 1990-1991 годов показывали, что в возрастной группе 18-24 лет верили в Бога 22%, верили в сверхъестественные силы, колебались между верой и безверием 40%; в возрастной группе 25-30 лет соответственно 19 и 38%. Это на порядок меньше, чем в среде людей предпенсионного возраста и пенсионеров 4254%. Такие же показатели были выявлены Центром социологических См.: Положение молодежи в российской федерации и государственная молодежная политика. Государственный доклад / Государственный комитет российской федерации по делам молодежи. М., 1998. См.: Московский церковный вестник. 1998. №9. См.: Журнал Московской Патриархии. 1997. №3; Московский церковный вестник. 1998. №2. С.4; №9. См.: Варзанова Т.И. Молодежь как социальный ресурс церкви Н Молодежь и общество на рубеже веков.Ч.1. М., 1998. С.10. 51 вопросам семьи, материнства и детства администрации области и отделом религиозного образования и катехизации Самарского епархиального управления. В соответствии с единым соглашением каждое полугодие принимался план совместных мероприятий. При Благовещенской церкви в селе Сергиевск был создан центр православного духовного просвещения «Преображение», аналогичные центры были открыты в 4 городах и районах. В Камчатской области в профилактике противоправного поведения несовершеннолетних также расширялось взаимодействие государственных органов с Русской Православной Церковью. По инициативе УВД области с помощью Главы Русской Православной Церкви на Камчатке Владыки Игнатия, управления образования, физической культуры, молодежной политики было организовано скаутское движение для трудных подростков, которое зарегистрировано как «Камчатский союз скаутов».57 В формировании молодежи все большую роль играли религия, церковь. Отношение молодежи к религии имело довольно сложную структуру. При общем возрастании числа верующих среди молодых людей (32%) выявлялась довольно значительная часть (более 50%) не определившихся колеблющихся между верой и неверием, а также верующих в безликие сверхъестественные силы (45% —вера в общение с духами, магию, гадания, колдовство, астрологию). Но при всесторонней оценке религия, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимали далеко не ведущее место. Сравнение ориентаций и действий верующей молодежи с ориентациями и действиями всей молодежи показывало, что в отношении тех и других к сомнительным мирским “развлечениям” и даже к девиантным формам поведения не отмечалось принципиальной разницы. Духовно-нравственная атмосфера современной российской жизни не располагала к развитию духовного потенциала в молодом человеке, к развитию его нравственных качеств.58 Вместе с тем именно церковь была важнейшим институтом воспитания и исключения девиантного поведения. Это признавало Министерство образования России, высказываясь за более активное взаимодействие системы образования и церкви. Но по признанию представителя Министерства, инициатива исходила только от церкви.59 В то же время церковь предпринимала меры к расширению религиозного влияния на молодых людей. Эти вопросы широко рассматривались в ТА М инистерства труда и социального развития РФ. Аппарат Ф едеральной комиссии по делам несоверш еннолетних. Аналитический обзор информаций субъектов РФ о работе в свете Ф едерального закона «О б основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несоверш еннолетних». См.: Положение молодеж и в российской федерации и государственная молодежная политика. Государственный доклад / Государственный комитет российской федерации по делам молодежи. М ., 1998. См.: Московский церковный вестник. 1998. № 9. 183 |