Проверяемый текст
Фокин, Сергей Александрович; Деятельность государственных и общественных институтов России в отношении молодого поколения в социальной сфере (Диссертация 2003)
[стр. 165]

совершавших религиозные обряды.
26 января 2003 года в Москве проходили Xi Международные Рождественские чтения.
В них приняли участие Патриарх Московский и Всея Руси Алексий
II, министр образования В.
Филиппов, Президент Российской академии образования Н.
Никандров.
Чтения были посвящены вопросам культуры и
образования.334 Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил: «Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвой, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний.
Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».
Министр образования В.
Филиппов подчеркнул: «Действительно, в духовно-нравственном воспитании одним из наиболее действенных направлений является обращение к тому богатейшему пласту православной культуры, который охватывает духовное наследие.
Именно в нем содержатся знания о человеке и его душе, и поэтому они могут служить своеобразной педагогической энциклопедией в деле духовного формирования
личности».335 Таким образом, в 90-х годах XX века до начала XXI века были очевидны негативные процессы, затрагивающие все сферы жизнедеятельности молодежи.
Основные показатели социального положения и развития сформировавшегося поколения российской молодежи оказались ниже, чем у предшествующих поколений.
Негативные процессы происходили в материально-бытовом положении молодого поколения.
Ухудшились показатели не только физического, но и психического здоровья молодежи, молодые люди были подвержены воздействию массовых психических «эпидемий».

Происходившие в обществе кризисные процессы привели к неустойчивому социальноэкономическому положению
молодой семьи и молодежи в целом, что толкало человека на использование любых средств для самовыживания.
Росло число молодых людей, не имевших профессии, довольствовавшихся случайными заработками, имевших низкий социальный статус.

Единая семейная и демографическая политика, главной целью которой должно быть достижение простого (и даже несколько расширенного) воспроизводства населения и постоянное его поддержание отсутствовала.
Снижалась репродуктивная функция молодой семьи ее 334Вера без добрых дел мертва//Вузовские вести.
2003.№3(169).
С.1,4, 5.

335Филиппов В.
Духовность и образование // Вузовские вести.
2003.
№3.
С.5.

165
[стр. 40]

приобретающих характер психических эпидемий.27 26 января 2003 года в Москве проходили XI Международные Рождественские чтения.
В них приняли участие Патриарх Московский и Всея Руси Алексий
И, министр образования В.
Филиппов, Президент Российской академии образования Н.
Никандров.
Чтения были посвящены вопросам культуры и
образования.28 Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил: «Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвой, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний.
Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».
Министр образования В.
Филиппов подчеркнул: «Действительно, в духовно-нравственном воспитании одним из наиболее действенных направлений является обращение к тому богатейшему пласту православной культуры, который охватывает духовное наследие.
Именно в нем содержатся знания о человеке и его душе, и поэтому они могут служить своеобразной педагогической энциклопедией в деле духовного формирования
личности».29 В социально-политических ориентациях доминировали такие тенденции.
Во-первых, превращение политической сферы жизни, в том числе и политической активности, в сугубо инструментальную ценность для большинства молодых людей, связанную с решением их собственных жизненных задач, при резком, по сравнению с советским временем, снижении реальной общественно-политической активности.
Во-вторых, преимущественная ориентация на политические партии и движения демократического крыла политического спектра и принятие демократии как ценности.
В-третьих, резкий, по сравнению с началом 1990-х годов, спад экстремистских тенденций в молодежном сознании и ориентация на устойчивое развитие и стабильные ценности.
В-четвертых, рост этноцентризма молодежи, особенно в возрасте 15-17 лет, зафиксированный учеными НИИКСИ СпбГУ, и постепенное, имеющее ценностную природу, осознание себя россиянами.
Не исключено со временем проявление в массовом сознании умеренного общероссийского национализма либерального толка и, соответственно, националистических ценностей, что является вполне нормальным явлением.
Имели место и тенденции обоюдной межнациональной 27 См.: Щ иголев И.И.
Ретроспектива психических эпидем ий в России.
С П б., 1996.
Гл.1У, У 1.
21 Вера без добрых дел мертва // Вузовские вести.
2003.
№ 3(169).
С .1 ,4, 5.

29 Филиппов В.
Духовность и образование // Вузовские вести.
2003.
№ 3.
С .5.

39

[стр.,65]

рассматривалась не в целом, а по тем сферам, которыми занимались ведомства и соответствующие структуры.
При отсутствии координации их деятельности решались отдельные вопросы и аспекты проблемы.
Во многом именно поэтому профилактика наркомании среди молодежи велась неэффективно.
Молодое поколение в большей мере, чем другие группы населения, адаптировалась к рыночным отношениям, значительная ее часть была настроена на продолжение реформ, положительно воспринимала рыночные стандарты поведения экономическую свободу действий, способность к риску.
Но одновременно в ее среде были очевидны негативные процессы, основные показатели социального положения и развития сформировавшегося поколения российской молодежи оказались ниже, чем у предшествующих поколений.
Негативные процессы происходили в материально-бытовом положении молодого поколения.
Ухудшились показатели не только физического, но и психического здоровья молодежи, молодые люди были подвержены воздействию массовых психических «эпидемий».

Усиливалась "поляризация" групп молодежи по их доходам.
Общество рисковало получить широкий социальный слой, вытесняемый на периферию преобразований.
Происходившие в обществе кризисные процессы привели к неустойчивому социально-экономическому положению
молодежи, что толкало человека на использование любых средств для самовыживания.
Росло число молодых людей, не имевших профессии, довольствовавшихся случайными заработками, имевших низкий социальный статус.

Значительная часть молодежи была готова преступить ради своего благополучия через моральные нормы.
Проблемы в жизнедеятельности молодежи все более увеличивались.
Политическая и экономическая нестабильность, резкое расслоение общества на бедных и богатых, падение жизненного уровня подавляющего большинства населения, неуверенность в завтрашнем дне, угроза оказаться участником военных действий, значительный рост преступности, обесценивание человеческой жизни и другие столь же неблагоприятные факторы, создавали ту среду, в которой были вынуждены взрослеть и формироваться дети, подростки, молодежь.
Исследование позволяет говорить, что на сознание молодого человека существенно влияла массовая культура.
Объективно она несла в себе безыдейность, цинизм, аполитичность, культивировала низменные стремления человека, принижала духовное пространство молодых людей.
Особенностью ситуации являлась прогрессирующая тенденция распространения молодежного алкоголизма и наркотизма, которые стали непременным атрибутом, дискотек, концертов, выступлений модных музыкальных групп.

[Back]