заданного традицией и возведенного в ранг «естественного» закона, а на отношениях личностной взаимодополняемости в обществе и семье. Фундаментальная особенность современной эпохи переход от патриархатной системы социо-половых отношений к эгалитарной. Эгалитарная трактовка понимания принципа равенства полов состоит вовсе не в том, что общество должно стремиться к стиранию всех различий между мужчиной и женщиной. Напротив, предполагается предельный учет биологических и психофизиологических особенностей, связанных с полом и одновременно имеется в виду лишь снятие всех социальных барьеров, которые мешают проявляться каждому человеку как личности. Одним из них является стереотип пола, который как раз и упрощает, усредняет личность до уровня реализации ее «естественной специфики» — как мужчины или как женщины. Конечная цель долгосрочных преобразований положения женщины в семье и обществе — обеспечение равных возможностей (независимо от пола) каждой личности при устойчивой гарантии свободы выбора в процессе ее самореализации. Эгалитарное понимание принципа равенства полов предполагает движение к более развитому, сложному социуму, основанному на гарантированном равенстве возможностей для реализации личности. Необходимое условие социального прогресса постепенный переход от идеологии социального протекционизма к идеологии автономии личности. Подчеркнем: широкое распространение «защитной» идеологии по отношению к женщине, выражающееся в таких понятиях, как «помощь женщине», «улучшение положения женщин», «льготы женщинамработницам» представляют собой частный случай общей системы патернализма. Основанием этой идеологии служит представление о том, что главным общественным сувереном является государство, в то время как другие элементы социальной структуры (отдельный человек, семья, предприятие, город, регион, республика) не обладают собственной социальной полноценностью, и в компетенцию государства входит оказание им «помощи». Система социального протекционизма иерархична, предполагает «защитную интервенцию» вышестоящих уровней. Наибольшей защиты требует лишенный собственной автономии субъект нижнего уровня — отдельный человек. Женщины, как «слабый пол», имеющий «свое естественное предназначение», попадают в данную категорию в первую очередь. |
труда между мужчиной и женщиной имеет социальную природу. Процесс изменения патриархального типа разделения ролевых функций между мужчиной и женщиной это процесс разрушений старых социальных устоев, а не подрыв общественных устоев вообще. Новый, эгалитарный тип отношений между полами, идущий на смену «патриархатному», основан не на взаимосвязи господства и подчинения, заданного традицией и возведенного в ранг «естественного» закона, а на отношениях личностной взаимодополняемости в обществе и семье. Заметим, что фундаментальная особенность современной эпохи переход от патриархат»юй системы социо-половых отношений к эгалитарной. Эгалитарная трактовка понимания принципа равенства полов состоит вовсе не в том, что общество должно стремиться к стиранию всех различий между мужчиной и женщиной. Напротив, предполагается предельный учет биологических и психофизиологических особенностей, связанных с полом и одновременно имеется в виду лишь снятие всех социальных барьеров, которые мешают проявляться каждому человеку как личности. Одним из них является стереотип пола, который как раз и упрощает, усредняет личность до уровня реализации ее «естественной специфики» — как мужчины или как женщины. Конечная цель долгосрочных преобразований положения женщины в семье и обществе — обеспечение равных возможностей (независимо от пола) каждой личности приустойчивой гарантии свободы выбора в процессе ее самореализации. Эгалитарное понимание принципа равенства полов предполагает движение к более развитому, сложному социуму, основанному на гарантированном равенстве возможностей для реализации личности. Необходимое условие социального прогресса постепенный переход от идеологии социального протекционизма к идеологии автономии личности. Подчеркнем: широкое распространение «защитной» идеологии по отношению к женщине, выражающееся в таких понятиях, как «помощь женщине», «улучшение положения женщин», «льготы женщинамработницам» представляют собой частный случай общей системы патернализма. Основанием этой идеологии служит представление о том, что главным общественным сувереном является государство, в то время как другие элементы социальной структуры (отдельный человек, семья, предприятие, город, регион, республика) не обладают собственной социальной полноценностью, и в компетенцию государства входит оказание им «помощи». Система социального протекционизма иерархична, предполагает «защитную интервенцию» вышестоящих уровней. Наибольшей защиты требует лишенный собственной автономии субъект нижнего уровня — отдельный человек. Женщины, как «слабый пол», имеющий «свое естественное предназначение», попадают в данную категорию в первую очередь. |