Проверяемый текст
Щеголев, Виталий Валентинович; Международное миротворчество (Диссертация 2000)
[стр. 37]

37 В Секретариате ООН за их удовлетворение ответственен Отдел помощи выборам, входящий в Управление политических дел.
Помощь охватывает самые разнообразные операции от организации проведения выборов (Камбоджа, 1993 г.) до наблюдения за процессом выборов (Намибия, 1989 г.), проверки соблюдения принципа свободы волеизъявления при голосовании (Никарагуа, Эритрея и Сальвадор) или обеспечения поддержки национальных наблюдателей (Мексика).
Иногда ООН обеспечивает координацию деятельности и услуги для международных наблюдателей на уровне правительств и международных организаций (выборы в Кении и Малайзии).
Наконец, ООН осуществляет миссии технической помощи в таких областях, как финансирование выборов, разработка закона о выборах, информация и связь, обеспечение военного присутствия для проведения выборов.

Представленный анализ позволяет увидеть комплексность миротворческой деятельности, в совокупности ее политического, нормативно-правового, гуманитарного и собственно военного аспекта.
При этом практика современного миротворчества наглядносвидетельствует о том, что в условиях усиливающейся нестабильности в различных регионах мира вероятность военного вмешательства в события, не достигающие масштабов войны, будет возрастать, следовательно, данный вид миротворческой деятельности (военное миротворчество) имеет немалое, а нередко и решающее значение в урегулировании конфликта.
Это обусловлено тем, что, располагая самыми решительными способами воздействия на конфликтующие
стороны, военное миротворчество позволяет, причем нередко в кратчайшие сроки, достичь желаемых результатов.
В современной специальной литературе к основным видам миротворческой деятельности, в которых подразумевается прямое использование военной силы, относят: операции по поддержанию
[стр. 39]

39 Восточной Европе, а также успехи ООН в проведении некоторых стран через демократические выборы, побудили Секретариат ООН в последние годы значительно расширить свою роль в электоральных операциях.
В 90-е годы количество просьб от государств-членов ООН о помощи в проведении выборов стремительно выросло.
Такой рост свидетельствует не только об эффективности этих операций, но и о идеологическом переломе в сознании мирового сообщества, поскольку в годы холодной войны негласно считалось, что метод, с помощью которого люди выбирают свое правительство, никак не является компетенцией ООН.
Происшедшие перемены в отношении мирового сообщества к электоральным операциям стали возможными после того, как демократические подготовительные меры для принятия конституций Намибии и Камбоджи, которые были санкционированы Советом Безопасности, успешно реализовались, и в дальнейшем подписывались и поддерживались Секретариатом ООН.
В Секретариате ООН за их удовлетворение ответственен Отдел помощи выборам, входящий в Управление политических дел.
Помощь охватывает самые разнообразные операции от организации проведения выборов (Камбоджа 1993 г.) до наблюдения за процессом выборов (Намибия, 1989 г.), проверки соблюдения принципа свободы волеизъявления при голосовании (Никарагуа, Эритрея и Сальвадор) или обеспечения поддержки национальных наблюдателей (Мексика).
Иногда ООН обеспечивает координацию деятельности и услуги для международных наблюдателей на уровне правительств и международных организаций (выборы в Кении и Малайзии).
Наконец, ООН осуществляет миссии технической помощи в таких областях, как финансирование выборов, разработка закона о выборах, информация и связь, обеспечение военного присутствия для проведения выборов.

Фонд ООН по помощи выборам дос\ См.: Схему № 1.
Приложение № 1.-С.
338.
2 UB.
Report of the Secretary General on the work of the Organization.
UN document A/49/1, 2 Sep.
1994, p.97-98.


[стр.,44]

44 При этом не вызывает сомнений, что все элементы механизма любых миротворческих операций тесно взаимосвязаны друг с другом и могут осуществляться либо одновременно, либо поэтапно на различных стадиях процесса урегулирования.
Различия между ними, кажущиеся очевидными и неоспоримыми в теории, могут на практике исчезнуть, так как в зоне реально происходящего конфликта единственным критерием эффективности предпринимаемых действий является результат, а именно, достигнет та или иная комбинация мер целей, определенных в мандате.
Так, миссию по наблюдению могут рассматривать и как средство предотвращения конфликта, и как один из способов поддержания мира, и, наконец, как меру, направленную на укрепление доверия, когда конфликт уже завершен.
Методы превентивной дипломатии можно также с успехом применять на любой стадии конфликтов как до начала вооруженных столкновений, так и после этого для того, чтобы предотвратить их перерастание в полномасштабную войну.
Вмешательство для оказания гуманитарной помощи также может быть осуществлено и в разгар конфликта, подобно тому, как это было в бывшей Югославии, и после него, как в случае с иранскими курдами.
Аналогично этому, мирные переговоры могут начаться и проводиться в любой момент конфликта.
Представленный анализ позволяет увидеть комплексность миротворческой деятельности, в совокупности ее политического, нормативноправового, гуманитарного и собственно военного аспекта.
При этом практика современного миротворчества наглядно свидетельствует о том, что в условиях усиливающейся нестабильности в различных регионах мира вероятность военного вмешательства в события, не достигающие масштабов войны, будет возрастать, следовательно, данный вид миротворческой деятельности (военное миротворчество) имеет немалое, а нередко и решающее значение в урегулировании конфликта.
Это обусловлено тем, что располагая самыми решительными способами воздействия на конфлик


[стр.,45]

45 тующие стороны, военное миротворчество позволяет, причем нередко в кратчайшие сроки, достичь желаемых результатов.
В современной специальной литературе к основным видам миротворческой деятельности, в которых подразумевается прямое использование военной силы, относят: операции по поддержанию
мира и операции по принуждению к миру.
Именно к этим двум видам миротворческой деятельности наиболее часто применяется термин «миротворческие операции».
Остальные виды миротворческой деятельности в этом случае или вообще не рассматриваются, либо рассматриваются в качестве вспомогательных или подчиненных по отношению к данным операциям.
Во многом благодаря такому подходу возник еще один термин «гуманитарные операции», объединяющий миротворческие акции невоенного (не силового) характера, в которых участие воинских контингентов под флагом ООН носит лишь косвенный характер, по сравнению с операциями по поддержанию или принуждению к миру.
Такую градацию миротворческой деятельности на «миротворческие» и «гуманитарные» операции часто используют средства массовой информации, что позволяет упростить типологию, не вдаваясь в подробности акции.
Хотя присутствует здесь и иной момент, позволяющий обозначить грань между операциями с применением и без применения вооруженного насилия, на что очень чутко реагирует международная общественность.
В представленных объяснениях совершенно отчетливо видна роль воинских контингентов, принимающих участие практически во всех видах миротворческой деятельности, и, следовательно, мы вправе говорить о собственно военном миротворчестве, как составном, а чаще всего центральном элементе миротворческих акций.
Из этого вытекает дефиниция, заключающаяся в том, что миротворчество можно определить как военно-политическую деятельность военных наблюдателей, контингентов вооруженных сил, гражданского пер

[Back]