Развитие межпредметных связей обеспечивает раскрытие творческого потенциала личности студента вуза культуры и искусств. Это в свою очередь обеспечивает всестороннее развитие личности студента, формирование общих и специальных способностей в их единстве91. Развитие творческого потенциала базируется на мотиве. Мотив определяет вектор развития. Как показало наше исследование, доминирующими мотивами у студентов вузов культуры и искусств в 2006-2007 учебном году были: общественная полезность 31,7%, интересная профессия 26,4%, желание проявить свои творческие способности 2 1 ,8%. Если на первом курсе мотив самовыражения — «профессия наиболее соответствует моим творческим склонностям и потребностям» наиболее популярен, то на четвертом на первое место выходил мотив общественной значимости профессии. 68,7% студентов движет мотив творческого развития личности, который в данном случае является ведущим компонентом системы в Московском государственном университете культуры и искусств на факультете социально-культурной деятельности. Как основной компонент развития личности в вузе культуры и искусств определяет и целесообразность всей деятельности. «Но цель требует средств, действий по ее достижению. Действия же системы, ее компонентов для достижения цели, действия с применением определенных средств есть не что иное, как функция системы и ее компонентов. Функции компонентов производив! от функции системы, они суть действия, направленные на достижение системных целей»92. Сущность деятельности студента в вузе культуры и искусств диссертант рассматривает как единый процесс структуры формирования специалиста высшей квалификации со всеми отношениями к профориентационной и адаптационной деятельности. Совпадение структуры целостного процесса профессиональной подготовки в 2 0 1 91 К овалев А .Г . П си хол оги ч еская л и ч н о сть. М .: П росвещ ен и е, 1989. С . 162. 92 А ф ан асьев В .Г . С и стем н ость и о б щ еств о . М ., 1 9 8 0 .С . 35. |
84 развивается в процессе практики, в предметно воплощенной деятельности. Основными параметрами, по которым производится оценка способностей студентов вузов культуры и искусств являетоя преяде всего общие способности, которые включают в себя интеллектуальные свойства личности и обеспечивают качественное усвоение творческих дисциплин. Специальными способностями для студентов вузов культуры и искусств являются прежде всего музыкальные, театральные, хореографические и т .д . Критерием способностей является освоение того вида деятельности, в основе которого лежит целенаправленное овладение специальными способностями. Развитие общих и специальных способностей в большей степени зависит от самой личности студента вуза культуры и искусств. В этом смысле ей необходимо проявлять целеустремленность и волю. Приобретение организаторских способностей обеспечивает опыт общественно-полезной деятельности. Построение таких отношений между субъектом и объектом, которые ставили бы каждого в *предполагаемые обстоятельства", способствующие развитию наклонности к творческой деятельности, как творца и преобразователя окружающих обстоятельств обеспечивает эффективность этого процесса, а "всестороннее развитие личности обеспечит выявление и формирование общих и специальных способностей в их единстве".1 Мотив определяет вектор способностей. Как доказало наше исследование, доминирующими мотивами у студентов вузов культуры в 1990/91 учебном году были: общественная полезность 31,7?$, интересная профессия 2 6 ,4 ?, желание проявить свои творческие способности 2 1 ,8 ?. I . Ковалев А ,Г . Психологическая личность. М ., Просвещение, 1989, 0*162. Если на первом курсе мотив самовыражения "профессия наиболее соответствует моим склонностям и потребностям", наиболее популярен, то на четвертом, на первое место выходил мотав общественной значимости профессии. 68,7^ студентов движет мотив творческого развития личности, который в данном случае является ведущим компонентом творческой деятельности в вузе культуры и и скусств. Как основной компонент творческой деятельности этот мотив определяет и целесообразность других видов деятельности. Поскольку "цель требует средств, действий по ее достижению. Действия же системы, ее компонентов для достижения цели, действия с применением определенных средств е ст ь не что иное, как функция системы и ее компонентов. Функции компонентов производим от функции системы, они суть действия, направленные на достижение системных ц ел ей ".1 Поэтому совокупность основных видов деятельности студента в вузе культуры ж иокусств диссертант рассматривает как единый процесс структуры формирования специалиста высшэй квалификации со всеми отношениями к профориентационной и адаптационной деятельности. Совпадение структуры единого процесса профессиональной подготовки в вузе культуры и искусств с овладением студентом основными видами деятельности идёт по трём направлениям" совпадение целостности, совладение в гармонической согласованности частей, совпадение в формах, методах развития. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и исрусств и предполагает рассмотрение содержательного признака всех системообразующих элементов функционирующих в деятельности по своим закономерностям, с учётом творчесI . Афанасьев В .Г . Системность и общ ество. Политиздат, М ., 1980, С .3 5 . |