Тогда общая схема раскрытия творческого потенциала в учебном процессе вуза культуры и искусств это: деятельность воображения, «творящего» новое, его идеальный прообраз; целеполагание (студент «полагает» в сознании новое как свою цель); сообразование всей деятельности с целью как се «законом». Содержание цели становится содержанием воли. Творчество возможно поэтому только как волевой акт. Одного познания внешнего мира (природы и социума, их законов) недостаточно. «Познай самого себя» студент делает свою деятельность предметом своей воли и сознания. Синтез сознания и самосознания позволяет студенту приспособить свойства знаний своим свойствам и целям. Из такого синтеза возникают действенные схемы, «программы» развития творческого потенциала. В ходе эксперимента выяснилось, что решающую роль в развитии творческого потенциала играет именно воображение. Оно тут «творящая сила». Специальные технологии обучения позволяют развивать, чтобы пробудить в личности студента его воображение, придать ему устремленность к творчеству. Поскольку воображение невозможно без эмоций, то нельзя развить в личности студента его способности фантазировать, воображать, если не развивать в нем другой способности эмоционально переживать действительность. При опросе в Московском государственном университете культуры и искусств оказалось, что на 1-ом курсе факультета социальнокультурной деятельности 71% студентов натуры впечатлительные, живущие очень бурной эмоциональной жизнью. При всех этих необходимых потенциях к творчеству, не способные к нему 28%, которым мешают эмоции их острота, сила, смена, разнообразие. Студент-творец живет глубокой внутренней жизнью, под ним властвует не впечатлительность, но сильная устойчивая страсть. 208 |
232 Какова же должна быть теоретическая модаяь творчества? По существу дела она совпадает с общей атрибутивной моделью деятельности з вузе культуры и и скусств. Зто та же самая деятельность и нужны для нее те же самые творческие способности. Разница же только в том, что перед нами другой синтез тех же способностей на ином уровне их развития. Выстроить модель ” творчества" значит повторить самую общую модель содержательноструктурной деятельности личности студента с переносом центра тяжести на развитие и его воображение а всех тех факторов,которые ”программируют” ее. Таков же может быть метод построения моделей "деятельности ", "творчества” , способностей личности студента. Атрибуты деятельности сознательность, целесообразность. Сознательная цель личности студента тот "закон” который определяет характер, способы деятельности, содержание нашей воли.1 Различие в том, что и как тут сознают. Если в репродуктивной деятельности цель повторить то , что уже есть, по традиционной схеме (по шаблону) цель в творчестве новое. Его производство, как правило, невозможно по прежним стереотипам, и сфера нового резко расширяется, распространяясь на всю деятельность, ее средства, способы, результаты. Тогда общая схема "творчества" такова: в учебно-творческом процессе эуза культуры и искусств деятельность воображения, "творящего" новое, его идеальный прообраз; целеполагание (студент "полагает" в сознании новое как свою цель); сосбразованио всей деятельности с целью как её "законом". Содержание цели становится содержанием воли. Творчество возможно поэтому I . Маокс К. Введение (Ез экономических рукописей 1857-1858 г г . ) . шаркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2 -е изд. T .I2 . С .190. 233 только как волевой акт. Поскольку одного познания внешнего мира (природы и социума, их законов) недостаточно. "Познай самого себя" делает свою деятельность предметом своей воли и сознания. Синтез сознания и самосознания позволяет студенту вуза культуры и искусетз приспособить свойства знаний своим свойствам л целям. Кз такого синтеза возникают действительные схемы, "программы" творчества. Но решающую роль в творчестве играет именно воображение. Оно тут "творящая сила". Ключевой вопрос поэтому чем определяется его деятельноеть? Специальные методики и приемы его раззития предмет психологов. Нас интересует другое: какие творческие способности надо разЕИЕать, чтобы пробудить в личности студента его воображение, црзадать ему содержание и устремленность к творчеству. Психологи считают, что воображение невозможно без эмоций. Нельзя развить в личности студента эго способности фантазировать, воображать, если не развивать в нем другой способности эмоционально переживать мир. Впрочем, есть натуры впечатлительные, жизущие очень бурной эмоциональной жизнью, и тем не менее, при всех этих необходимых потенциях к творчеству, не способные к нему. Мешают сами эти эмоции их остр ота, сила, смена, разнообразие. Творец ЖйЕет глубокой внутренней жизнью. Км властвует не впечатлительность, но сильная устойчивая страсть. Это очевидно, когда речь идет о "вдохновении". Зму принято противопоставлять повседневный упорный труд, когда не ждут его. Ыо такое противопоставление ошибочно. Одно связано с другим: "Вдохнозение это такая гостья , которая не любит посещать ленивых".1 Оно "всплеск” , "точка кипения” той же самой страсти, I.Чайковский П.И. П8сепкска с Н.С.фои-Мекк. T .I . Рл.-Л.: изд. Асадемиа, 1934. С .372. |