2 2 1 Глава III. Аксиологический подход к проектированию Процесса развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств §1. Аксиологический подход к моделированию учебного процесса по развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств В современный период сложились и, в известной степени, обособились различные способы понимания высшего образования. В СССР распространенный взгляд заключался в том, что образование рассматривалось, как последствие воздействия на человека педагогических учреждений (школ, техникумов, вузов и др.). Образованный человек, согласно такой версии, тот, кто усвоил социально значимую сумму знаний, умений и навыков.95 В то же время понимание высшего образования можно найти в Советском энциклопедическом словаре под реакцией А.М. Прохорова: «Образование результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной путь получения образования обучение в учебных заведениях....» .96 Поэтому ряд философов и педагогов сосредоточили усилия на раскрытии явления образования с позиции деятельности обучающегося. XXI век требует от образования в моделирование соответствующих образовательных систем положить понятие «целостной личности», органически сочетающей оба представленных способа понимания этого явления. «Важной чертой новой образовательной системы и процессов ее становления является глобальность, т.е. мировой характер с присущими 95Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского.-М.: Просвещение, 1983. С.103-104. 96Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. Под.ред. А.М. Прохорова. М., 1989ю-С.921. |
92 § 3 , Полисистемного образования в вузах культуры и искусств К настоящему времени сложились и, в известной степени, обособились два способа понимания выспвго образования. Первый заключается в том, что образование рассматривается, как последствие воздействия на человека педагогических учреждений (школ, техникумов, вузов и д р .) . Образованный человек, согласно такой версии, т о т, кто усвоил социально значимую сумму знаний, умений и навыков.1 Другой взгляд на понимание высшего образования можно найти в Советском энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова: "Образование -результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной путь получения образования р обучение в учебных заведениях.. . ” . Упор на специализированные учебные заведения, обедняет истолкование образования, ибо при этом упускаются из виду значимые изменения в структуре личности. Именно поэтому ряд философов и педагогов сосредоточили усилия на раскрытии явления образования с позиции деятельности обучающегося. Понимание высшего образования как становление, самодвижение, особое "формирование” личности сформулировалось в XIX веке в двух странах: России и Германии, достигших в то время наибольших успехов в деле образования. Гегель первым, и как философ, и как педагог, проанализировал образование иначе, нежели систему общественных институ-12 1 . Педагогика / Под ред. Ю .К.Бабанского. М.: Просвещение. 1983. С.103-104. 2 . Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М ., 1989,“ С .921. 93 тов, выполняющих социальный заказ. Он считал: способ познания органического единства в природе, обществе и мышлении есть одновременно способ формирования самого познающего субъекта, иными словами образование индивида. Такое принципиально открытое для будущего образование требует особой логики познания, которая рождается только в акте взаимодействия самостоятельно развивающегося объекта познания и самостоятельно развивающегося субъекта. Так устремленное освоение мира и есть настоящее образование индивида.* Репение проблем создания в обновляемой России прогрессивной многоступенчатой системы образования и подготовки специалистов, устремленной в XXI век, требует в основу работ по проектированию соответствующих образовательных систем положить понятие "целостной личности", органически сочетающей оба представленных способа понимания этого явления. "Важной чертой новой образовательной системы я процессов её становления является глобальность, т .е . мировой характер с присущими губительными процессами. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов з современном мире, интенсивных взаимодействий мэжду государствами в разных сферах общественной жизни. Существуют различные пути интернационализации, глобализации образования. Однако наиболее перспективный из них создание образовательной системы на базе глобальной информационной инфраструктуры, которая развивается в процессе перехода к информационному общ еству".12 1 . Вересов Н.Н. Образование как способ развития индивида: Концепция Гегеля / В кн .: Культура, образование, развитие индивида. М., 1990. С .81-63. 2 . Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. Под ред. Тихонова. М ., Вита-Лресс, 1998, С .35. |