губительными процессами. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Существуют различные пути интернационализации, глобализации образования. Однако наиболее перспективный из них создание образовательной системы на базе глобальной информационной инфраструктуры, которая развивается в процессе перехода к информационному обществу» .97 Поэтому образование занимает особое место в обществе, где не только осваиваются современные знания и технологии, но и «производится» мыслящая и деятельная, самопорождаемая и развивающаяся личность. Главное в образовании рассмотрение его через воспроизводство норм, образцов и эталонов культуры. Л. Клингберг пишет: «Образование это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, искусственного опыта, норм, ценностей и Ой т.д., субъективный мир формирующейся личности». Система вуза своеобразный канал, в котором происходит воспроизводство человеческой деятельности и трансляции норм культуры. В вузах культуры и искусств смысл не в том, чтобы передавать знания, а в том, чтобы вывести студента в мир развития и исторического процесса, где культура становится жизненно необходимой. В вузах культуры и искусств культура представлена личности студента в представлениях, направлениях, ценностях, языке и способностях, поэтому моделирование необходимо. Важная функция высшего образования в вузах культуры и искусств и состоит в том, чтобы сформировать личность деятеля, периодически пересматривающего и уточняющего «концепцию собственного Я». Именно в 2 2 2 97 Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. Тихонова. —М. Вита-Прссс, 1998. С.35 98Клингберг Л. Проблемы обучения: Пер. с нем. М., Педагогика, t984. С.125. |
93 тов, выполняющих социальный заказ. Он считал: способ познания органического единства в природе, обществе и мышлении есть одновременно способ формирования самого познающего субъекта, иными словами образование индивида. Такое принципиально открытое для будущего образование требует особой логики познания, которая рождается только в акте взаимодействия самостоятельно развивающегося объекта познания и самостоятельно развивающегося субъекта. Так устремленное освоение мира и есть настоящее образование индивида.* Репение проблем создания в обновляемой России прогрессивной многоступенчатой системы образования и подготовки специалистов, устремленной в XXI век, требует в основу работ по проектированию соответствующих образовательных систем положить понятие "целостной личности", органически сочетающей оба представленных способа понимания этого явления. "Важной чертой новой образовательной системы я процессов её становления является глобальность, т .е . мировой характер с присущими губительными процессами. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов з современном мире, интенсивных взаимодействий мэжду государствами в разных сферах общественной жизни. Существуют различные пути интернационализации, глобализации образования. Однако наиболее перспективный из них создание образовательной системы на базе глобальной информационной инфраструктуры, которая развивается в процессе перехода к информационному общ еству".12 1 . Вересов Н.Н. Образование как способ развития индивида: Концепция Гегеля / В кн .: Культура, образование, развитие индивида. М., 1990. С .81-63. 2 . Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. Под ред. Тихонова. М ., Вита-Лресс, 1998, С .35. 95 которого они непричастны, происходит с трудом. Отсюда понятия просто применяются (согласно требованиям ’’ договориться” о понятиях). В другом формирование синтеза понятий, а каждое понятие есть вершина человеческой мысли, нарушает внутреннюю целостность дефиниции, определяя ее эклектичность. Если применить для создания теоретико-методологических основ формируемой многоступенчатой системы образования кадров в России данный способ построения понятия "целостности личности" , то вряд ли удастся перевести представленное значение в деятельностный подход. Другими словами, если управленцы образования и преподаватели вузов "получат" понятие "целостность личности", они не смогут использовать его для создания подлинно-образовательных систем. Поэтому необходимо использовать иной, т .е . системный подход к построению понятий, имеющий значительные преимущества, когда возникает необходимость использовать понятие в разворачиваемой деятельности. В данном случае в создании систем высшего образования, продуктом деятельности которой стал бы цельный, мыслящий, высококультурный и деятельный специалист необходим системный подход. Следовательно, жизнь в различных ее проявлениях может "сама по себе" образовывать личность. Для теории же и практики педагогики важно иметь концепции и технологии образования, которое может быть обеспечено в вузах культуры и искусств. Главное в образовании рассмотрение его через воспроизводство норм, образцов и эталонов культуры. Л.Клингберг пишет: "Образование это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, искусственного опыта, процесс трансформации важного общественного опыта, норм» ценностей и т .д , субъективный мир формирующейся личности".1 Образовательная система своеобразный канал, в котором происходит воспроизводство человеческой деятельности и трансляции норм культурыВ системах высшего культурологического образования, смысл не в том, чтобы передавать знания, а в том, чтобы вывести студента в мир развития и исторического процесса, где культура становится жизненно необходимой. Становление личности студента в вузах культуры и искусств эт о не только социальная зрелость и развитие психических функций, но и создание содержательного способа индивидуальной жизнедеятельности в многообразии способов духовного постижения ценностей л реального развития творческих способностей и потребн остей, саморазвития индивидуальных творческих потенций и овладения различными видами и формами деятельности. Следовательно, высшее культурологическое образование сводится не к передаче студентам культуры, отраженной в накопленных знаниях, а к их собственному развитию. Гегель, употребляя понятие культуры, рассматривал ее не просто как духовную культуру, а именно как способ деятельности. Смысл здесь в "самоделаняи" личности студента через и посредством культуры. А эт о возможно лишь в вузе культуры и искусств, где студент имеет возможность выбора и пробного использования той или иной, представляющейся ему значимой нормы культуры во всех видах и формах деятельности. Это потребует от студентов и педагогов другого способа действия, что дает т возможность I . Клинберг Л. Проблемы обучения: П ер.с нем. М ., Педагогика, 1984, СЛ25. |