становлении деятеля, конструирующего и организующего свою жизнь сообразно изменению ее условий, творящего новые способности, необходимые для преобразования окружающего мира, заключается суть и направленность образования в мире. Отечественной наукой определена оптимальная структура развития творческого потенциала личности: память, внимание, мышление, интеллект, которая приходится на возраст 22-25 лет, или на период ранней взрослости." Этот возраст имеет и ряд других особенностей, в частности, социально признанная за студентом самостоятельность требует от него самоутверждения и достижения подлинной самостоятельности.100 Как видим, студенческий возраст предоставляет наилучшие возможности для воздействия на становление профессионального сознания личности. Огромный потенциал становления духовных ценностей, самоопределения к деятельности и формирования ее образов, постановки целей и принятия решений о разворачивании деятельности, формирования модели и программы деятельности и др. связан в единое целое. Если связь между преподавателем и студентом прерывается, активность последнего, не сформировавшего действительность профессиональной деятельности, неминуемо снижается. Дальнейшего планомерного овладения различными видами деятельности не происходит. Формирование выпускника вуза культуры предполагает наличие у него соответствующих духовных ценностей, самоопределение к деятельности, возникновение ее образов и т.п. После этого происходит установление системной связи между учебной активностью, знаниями, умениями и навыками, ценностями, самоопределением к деятельности и т.д., то есть порождается и разворачивается деятельность человека. 223 95Кулюткин 10.Н. Психология обучения взрослых. —М., Просвещение,. 1985. С.128. 100 Феовилов В.П. Особенности взаимодействия преподавателя н студентов при активном методе обучения: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1989.-С.54.В |
97 приобретать опыт друг друга и обеспечивать процесс становления к развития как специалиста и профессионала. На наш взгляд, в этом контексте культура представляет как наиболее эффективный способ развития духовных сущностных сил личности студенте. По мэре взросления студента "образы собственного Я" в конда концов кристаллизуются в более или менее устойчивую "концепцию собственного Я " , как определенный и сформировавшийся личности. Важная функция высшего культурологического образования и состои т в том, чтобы сформировать личность студента, периодически пересматривающего и уточняющего "концепцию собственного Я ". Именно в становлении личности студен та, конструирующего и организующего свою жизнь соббразно изменению ее условий, творящего новые способности, необходимые для преобразования окружающего мира, заключается суть и направленность образования в мире. Обращаясь к созданию систем современного высшего культуоологического образования в Р оссии, следует выделить в них ряд значимых (атрибутивных) моментов. Оно возможно, если в проц ессе его разворачивания студент встречается с подлинно образованным и деятельным педагогом, получает возможность "напрямую" обращаться к пространству культуры и ему дано право на ошибку, что наименее болезненно не в осуществлении реальных действий, а в ходе их игровой имитации. Отечественной наукой определена оптимальная структура развития личности: память, внимание, мышление, интеллект, которая приходится на возраст 22-25 л е т , или на период ранней 98 взросл ости .1 Этот возраст имеет и ряд других особенностей, в частности» социально признанная за отудентом самостоятельность требует от него самоутверждения и достижения подлинной самос2 тоятельности. Значит, студенческий возраст представляет наилучпше возможности для овладения основными видами деятельности в вузах культуры и и скусств. Деятельность личности студента в вузе культуры и искусств целостное явление, она связана с необходимостью выполнения огромной внутренней работы: становления духовных данностей, самоопределения к деятельности и формирования ее образов, постановки целей и принятия решений о разворачивании деятельности, формирования проекта и программы деятельности и др. Когда же связь между педагогом и студентом прерывается, активность последнего, невюшченного в деятельность, неминуемо снижается. Дальнейшего планомерного овладения ра&ллчяыми видами деятельности не происходит, а следовательно и овладение духовными ценностями, самоопределение к деятельности, возникновение ее образов а т .п . заходит в тупик, выбраться из которого бывает очень сложно. Далее, для того, чтобы раскрыть суть процесса высшего культурологического образования личности, необходимо раскрыть связь мышления, сознания и деятельности* Прежде отметши, структуры сознания формируются преимущественно процессами обучения и воспитания, обеспечивающими становление личности как общественного человека. Именно к нему12 1 . Кулюткик ЮЛ. Психология обучения взоослых. М ., Просвещение, 1985, С.128. 2 . Феовилов Б.П. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов при активном методе обучения. Д исс. канд. ш д . наук. Л ., 1989, С.5 4 . |