Далее суть процесса развития творческого потенциала личности студента состоит в том, чтобы раскрыть связь мышления, сознания и деятельности. Здесь структуры сознания формируются преимущественно процессами воспитания и обучения, обеспечивающими становление личности как общественного человека. Именно к нему апеллируют средства массовой коммуникации. Мышление же связано с процессами созидания способностей, оно может также активно влиять на переструктурирование сознания, как становление индивидуального сознания. Поэтому моделирование надо связывать с задействованием структур, связанных с проявлением сущности индивида, выражаемой через “само-“. «Я» и “само-“ не тождественны; само-сознание и само-деятельность возможны, когда личность состоялась, произошло формирование сознания общественного человека. Только в этом случае к освоенному историческому и социальному опыту может прибавляться то, что JI.C. Выготский назвал удвоенным опытом. «Труд повторяет в движении и в изменениях материала то, что прежде проделано в представлении работника как бы моделями этих же движений и этого же материала.... Теперь новая часть формулы поведения человека примет такой вид: исторический опыт, удвоенный опыт... Поведение есть система победивших реакций» . 101 Для процессов моделирования и мыследеятельности должны быть задействованы мощные способы воздействия на эмоциональную сферу личности студента. Моделирование обеспечивает широкую область применения знаний и расширяет полисемию самого процесса в вузе культуры и искусств. Наиболее распространенным является понимание как особого процесса (результата процесса) или как специфической системы (системы образования). В общих чертах определяется как «процесс и результат усвоения систематизированных 224 101 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., АПН РСФСР, I960.-С .85. |
99 апеллируют средства массовой коммуникации. Мышление же связано с процессами созидания способностей, оно может также активно влиять на переструктурированае сознания, как становление индивидуального сознания. Роль процессов мышления надо связывать с задействованием структур, связанных с проявлением сущности индивида, выражаемой через "с е м о -". "Я" и "са м о-" не тождественны; само-сознание и сам о-деятельность, возможны, когда личность состоялась, произошло формирование сознания общественного человека. Только в этом случае к освоенному историческому и социальному опыту м ожет прибавляться т о , что Л.С.Выготский назвал удвоенным опытом. "Груд повторяет в движении рук и в изменениях материала т о , что прежде проделано в представлении работника как бы с моделями этих же движений и эт о г о же м атериал а... Теперь новая часть формулы поведения человека примет такой вид: исторический опыт, социальный опыт, удвоенный о п ы т ... Поведение есть система победивших реакций.1 Чтобы были запущены процессы чистого мышления и мыслительной деятельности, необходимо задействовать мощные способы воздействия на эмоциональную сферу личности. Экстремальность, которую создают в условиях организационно-деятельностных, как раз и обеспечивает включение мышления, которое, в свою очередь, тесно связано с разворачиванием деятельности: по "самосовершенствование* и "самореализации" духа. Мышление, формируя сознание, "внедряясь" в н его, вовлекает сознание в оцределеиное отношение к объекту и определяет "снятие* последнего в знании. Это обеспечивает широкую область применения знаний и расширяет полисемию самого процесса в вузе культуры и искусств. Г . Выготский Л .С . Развитие высших психических функций. М ., АШ РСФСР, I9 60, С*86. 100 Наиболее распространенным является понимание как особого процесса (результата процесса) или как специфической системы (си стемы образования). В общих чертах определяется как "процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навык о в ". Принимая во внимание задачи диссертации, определим высшее культурологическое образование как систему, обеспечивающую в соответствии с целями общества передачу тех или иных культурно-научно-практических званий членам данного общества. Система культурологического образования обладает специфическими чертами большой системы: наличие многих "входов" и "вы ходов", разнообразие компонентов таких, как студенты, педагоги , содержание обучения, технология обучения, управление и д р ., иерархичность структуры, большие информационные потоки, многоцелевой характер функционирования, ведущая рель речевой деятельности. Основными "входами" этой системы являются поступающие людские ресурсы студенты и педагоги с соответствую щими уровнями подготовки, материально-финансовые ресурсы, выделяемые обществом для нужд культурологического образования, и тезаурус совокупность научных и практических знаний. "Выходами" системы культурологического образования являются группы лиц, получившие образование и направляемые в сферу культуры, науку и другие сферы социально-культурной деятельности. Применительно к рассматриваемой нами системе получают реализацию основные функции системного подхода, ориентированные как на постановку новых задач, так и на методологический анализ существующего знания.* Рассмотрение культурологического образования как целостной системы позволяет более полно очертить круг основных пробI . Блауберг И .В .. Юдин Э .Г . Становление и сущность системного подхода. М .,1973. |