функционирования культуры. Период экстенсивного приобщения масс к духовным ценностям человечества полностью исчерпал себя, закономерностью дальнейшего культурного прогресса может и должен стать интенсивный процесс их вовлечения в различные формы социально-культурной деятельности. Необходимость видеть в свободном времени не только фактор рекреации и развлечений, но и область острой борьбы за человека. Бурное развитие неформальных объединений различной, в том числе и асоциальной, направленности свидетельствует, что проявить пассивность в рациональной организации досуга — это значит потерять очень существенное средство воспитательной работы. Проведенное нами исследование показывает, что специалисты умеют ярко и увлекательно проводить в учреждении культуры отдельные массовые программы, организовывать учебно-воспитательный процесс в коллективах самодеятельного творчества, но пока еще очень далеки от способности систематически и последовательно обеспечить рациональный досуг всей массы проживающих, работающих или обучающихся в регионе людей. Наиболее эффективный путь осуществления постоянного педагогического воздействия на сферу свободного времени всех групп населения в разностороннем развитии самодеятельных начал общественного досуга, в реальном использовании творческого потенциала социально-культурной активности и инициативы масс. Основываясь на концепции всеобщности и непрерывности внедрения эстетических начал в труд, быт, досуг и отношения людей, необходимо приступить к подготовке специалистов культурно-досуговой деятельности, которые, руководствуясь едиными методологическими принципами, решали бы эту задачу и в процессе моделирования и далее в учреждении культуры. Переживаемый кризис, преодолеть можно лишь самыми энергичными действиями ученых и практиков, которых Министерство культуры обязано объединить в творческие коллективы, разрабатывающие полные комплекты (от 234 |
118 При этом следует учитывать, что стратегический курс на реформы общественной жизни предопределяет принципиально новые условия функционирования учреждений культуры и искусств. Период экстенсивного приобщения масс к духовным ценностям человечества полностью исчерпал себя, закономерностью дальнейшего культурного прогресса может и обеспечить интенсивный процесс ил вовлечения в различные формы социально-культурной деятельности. Бурное развитие неформальных объединений различной, в том числе а асоциальной направленное та свидетельствует, что проявить пассизность в рациональной организации досуга эт о значит потерять очень существенное средство воздействия на личн ость. Проблема усугубляется и тем, что в отличие от вуза культуры и и скусств, где выработаны и реализуются достаточно эффективные методы воздействия на поведение и деятельность студента, наука о досуге лишь только начинает утверждать себя. Специалисты выпускники вузов кульдуры и искусств умеют ярко и увлекательно проводить в учреждениях культуры и искусств массовые социально-культурные программы, организовывать учебно-воспитательный процесс в коллективах самодеятельного художественн ого творчества, ео пока еще очень далеки от способности систематически и последовательно обеспечить рациональный д осу г всех проживающих, работающих или обучающихся в населенном пункте людей. Наиболее эффективный путь осуществления постоянн ого педагогического воздействия на сферу досуга всех групп населения в разностороннем развитии самодеятельных начал общественного д осуга , в реальном использовании воспитательного потенциала социально-культурной активности и инициативы личности. 119 В условиях научно-технического прогресса миллионы людей посвящают свое свободное время техническому и прикладному творчеству и вправе требовать создания материальной базы и обеспечения методического руководства это го естественного для конца XX века вида общественного организованного досуга. Разрабатываемая комплексная программа эстетического воспитания населения, основанная на концепции всеобщности и непрерывности внедрения эстетических начал в труд, быт, д осуг и отношения людей, диктует необходимость приступить к подготовке специалистов социально-культурной деятельности, которые, руководствуясь едиными методологическими принципами, решали эту задачу и в процессе обучения. Многие процессы ке дадут результата, если эа новой учебко-программной документацией не последует соответствующая учебно-методическая литература. Эта проблема очень актуальна, для студентов вузов культуры и искусств и еще более остра для преподавателей. Переход на принципиально новые курсы актуален для любого вуза. Преподавать по-старому уже нельзя, ло-ковому не всегда получается. В этом суть переживаемого кризиса, преодолеть который можно лишь самыми энергичными действиями ученых и практиков, которых министерству культуры необходимо объединить в творческие коллективы, разрабатывающие полные комплекты (о т учебного плана до учебника и образцов наглядных пособий), учебно-методическую документацию по каждому принятому направлению культурологического образования. Сегодня около 00% специалистов, работающие в вузах культуры и искусств стремяться овладеть современными требованиями нового направления высшего образования, отвечающего высоким |