Проверяемый текст
А.А. Жаркова, Технология моделирования культурных проектов: структурно-системный подход / "Образование и общество" 2007 № 2
[стр. 238]

238 ___________________________________IV УРОВЕНЬ____________________________ Диагностика результативности развития творческого потенциала _______________________________ студентов_________________________ Как целостная система технология процесса моделирования учебного процесса по развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств включает и моделирование культурных проектов, которая имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно своему назначению, подчиняясь при этом объективным закономерностям общественного развития, функциям и принципам.
Структура процесса моделирования культурных проектов выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техиическое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты.
Типовые этапы моделирования культурных проектов: концеп туализация (выделение проблемы, подбор названия проекта); целеполагание (создание идеального образа результата, постановка целей, задач); ресурсообеспечение (определение необходимых средств, ресурсов, возможностей); планирование (создание поэтапного плана реализации проекта); реализация (осуществление действий и операций по воплощению); рефлексия (подведение итогов, фиксация хода реализации, положительных и отрицательных аспектов).
Результатом этого процесса является реализованный культурный проект,
его содержание, взаимоотношения между субъектом объектом, их личностный характер, вся система воздействия на аудиторию.
Между мысленным построением (проектированием) будущего продукта деятельности и процессом
её осуществления существует строгая взаимосвязь,
[стр. 1]

Как целостная система технология процесса моделирования культурных проектов имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно своему назначению, подчиняясь при этом объективным закономерностям общественного развития, функциям и принципам.
Структурно-системный подход позволяет рассмотреть процесс моделирования культурных проектов, разложив его на следующие структурные компоненты: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты.
Технологический процесс моделирования культурных проектов проходит через следующие этапы: – концептуализация (выделение проблемы, подбор названия проекта);целеполагание (создание идеального образа результата, постановка целей, задач);ресурсообеспечение (определение необходимых средств, ресурсов, возможностей);планирование (создание поэтапного плана реализации проекта);реализация (осуществление действий и операций по воплощению);рефлексия (подведение итогов, фиксация хода реализации, положительных и отрицательных аспектов).
Результатом этого процесса является реализованный культурный проект,
где изложено его содержание, взаимоотношения между субъектомобъектом, их личностный характер, вся система воспитательного воздействия на аудиторию.
Между мысленным построением (проектированием) будущего продукта деятельности и процессом
ее осуществления существует строгая взаимосвязь, определяющая не только весь цикл трудовой деятельности, но и структуру человека как объекта, члена аудитории, присутствующей на реализации культурного проекта.
Для технологии моделирования культурного проекта принципиальной является оптимальная возможность раскрыть содержание средствами, формами и методами организаторского, методического и управленческого видов деятельности.
Нарушение технологии моделирования культурного проекта ведет к малой результативности, а отрыв организаторской деятельности от методической и управленческой – к примитивизму, схематизму, стереотипности действий субъектов.
В технологическом процессе моделирования культурных проектов необходимо оптимально соотнести организацию, методику и управление.
Нарушение оптимальности ведет к снижению качественных отношений в системе технологии создания и реализации культурного проекта, процессов его внутренней динамики и отдельных видов деятельности: управленческой, организаторской, методической.
В научной литературе встречаются различные взгляды на понятие «организаторская деятельность».
Под организаторской деятельностью в культурном проекте следует понимать оптимальное упорядочение действий специалистов на первом этапе с целью создания организационных условий для методической (творческой) и управленческой деятельности в едином, целостном технологическом процессе, с помощью которого достигаются четкая взаимосвязь всех элементов, рациональная структура управления и взаимодействие с посетителями.
Здесь надо учитывать, что перед создателями культурного проекта возникают многофакторные, многоцелевые, многоальтернативные ситуации, которые невозможно разрешить ранее применявшимися средствами, методами и формами.
Рассогласованность действий между специалистами и сотрудниками, активом учреждений культуры, обнаруживающаяся при подготовке очередного проекта, несет негативные последствия на долгий период времени.
Повседневные оперативные совещания, дефицит времени из-за конфликтов между членами коллектива, постоянное преодоление трудностей, препятствий приводят к огромным потерям интеллектуальной и нервной энергии специалистов и сотрудников учреждений культуры в процессе организаторской деятельности.
В этой связи внедрение в практику технологии моделирования культурных проектов новых информационных методов, позволяющих успешно решать вышеизложенные проблемы с минимальными затратами временных и людских ресурсов, является насущно необходимым и актуальным.
Внедрение в технологию моделирования культурных проектов современных информационных методов позволяет на этапе проектирования (планирования) свести к практически возможному минимуму ошибки как в содержательном, так и в исполнительском аспектах.
Поставленная цель достигается практически решением задачи разработки содержания культурных проектов с применением методологии структурного анализа и проектирования SADT.
Результаты SADT-моделирования помогают продюсеру – руководителю культурного проекта глубже и адекватнее проникнуть в реальные условия технологии моделирования, понять, какие функции могут быть реализованы при планировании и реализации культурного проекта, а какие – нет.
Для более полного понимания процедуры анализа и оптимизации организации работы продюсера проекта с применением SADT-методологии ниже приводятся основные ее положения в процессе технологии моделирования культурных проектов на основе структурно-системного подхода.
SADT-методология позволяет на практике с протокольной точностью сохранять и постоянно поддерживать состояние стабильности, упорядоченности многообразных взаимодействий специалистов, сотрудников.
Опыт показывает, что на практике специалисты учреждений культуры, начиная планировать один культурный проект, одновременно занимаются организационными вопросами по подготовке другого, думают о третьем, а жизнь ставит вопрос о проведении четвертой программы, которую надо проводить в первую очередь.
Обдумать и подготовить все задуманные программы нет времени.
Эту проблему можно успешно решать с применением SADT-методологии.
Она позволит в технологии моделирования культурных проектов подробно описать каждый этап подготовки со своими конкретными задачами и для субъектов, и для объектов, исключит или сведет к практически возможному минимуму нарушения логики и последовательности необходимых этапов, повысит качество не только проводимых операций и действий, но и профессионального мастерства специалистов в целом.
Для лучшего понимания (обоснования) актуальности применения SADT-моделирования в технологии моделирования культурных проектов рассмотрим этот процесс с позиции структурно-смыслового подхода.
Анализ обстановки и формулировка цели всегда вызывают наибольшие затруднения у специалистов.
По нашим данным, всего 11,6% специалистов смогли точно сформулировать цель культурного проекта, посвященного 9 Мая – Дню Победы.
Критерием эффективности технологии моделирования культурных проектов автор считает соответствие конечного результата – патриотическое воспитание – поставленной цели.
Это объясняется тем, что перед организаторами встает задача добиться от участников проекта понимания целесообразности общих действий, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении конкретной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов.
Здесь основная задача специалистов – создать организационные условия для творческого процесса: создания сценария и определения режиссерского замысла, выработать у участников особое чувство ответственности за порученное дело, умение каждого соизмерить силы и возможности в предстоящей работе, четко спланировать свою деятельность.
Четкое личное планирование деятельности специалистов – это согласование личных планов с годовым, квартальным, месячным планом учреждения культуры, которое выполняет две функции: – организационную, т.е.
правильной постановки целей, выбора времени и пространства аудитории, материальных и людских ресурсов; – методическую – определения форм, средств, методов и т.д.
Общая методика составления плана следующая.
Сначала составляется план, который фиксирует в своей структуре горизонтальные, вертикальные и долговременные пути достижения поставленных целей.
В годовом плане разрабатываются общие вопросы всей деятельности, определяются перспектива и стратегия достижения общих целей.
В квартальном плане, приближаясь по времени и организации к субъекту, можно реально учитывать его изменения и соответственно влиять на них.
Необходимость разработки личного плана выступает наиболее ярко в структуре месячного плана, где основную роль выполняет методическая функция.
Затем идет сбор материалов для осуществления намеченных личных планов, согласованных с коллективными планами.
Собранные специалистами и их активом материалы поступают в сценарную группу, где и преобразуются в художественную форму.
Для методической деятельности чрезвычайно важно знать, каков контингент аудитории по социально-демографическому признаку, политической ориентации, общекультурному развитию, степень его готовности принять участие в подготовке программы, что соответствует определенному набору операций, которые выражают меру и форму реального участия субъекта и объекта по принципу «встречная активность».
Сценарная группа составляет программы пооперационных действий, находит рациональные способы объединения усилий исполнителей, четко определяет функциональные обязанности каждого исполнителя.
Субъекты стремятся к точному осознанию задач каждым участником.
Это достигается регулярными сборами и активным участием в обсуждении всех вопросов, проигрыванием исполнительских ролей.
Дальнейшее движение к цели предполагает переключение актива на самостоятельную организаторскую работу.
При этом условии их роль сводится в основном к инструктажу, установлению взаимодействия между группами, выполняющими какое-либо действие в процессе организации, к общему руководству деятельностью участников и контролю за ходом осуществления культурного проекта.
Реализация проекта – проведение культурного мероприятия – представляет собой самый сложный и ответственный этап для всех участников.
Необходимо объединить их усилия, преодолеть нервное напряжение и решить все поставленные задачи.
При этом следует иметь программу наблюдения за эффективностью действия всех участников проекта.
Быстрота ориентировки дает возможность не растеряться в неопределенной ситуации или при неожиданной реакции зрительного зала.
Завершение работы над культурным проектом – анализ ее проведения.
Здесь проверяется эффективность воздействия на зрителей с позиций самокритичности, умения принимать критику товарищей, поднимать чувство ответственности за порученное дело, оценивать деятельность свою и товарищей.
От качества анализа данного проекта во многом зависит качество последующего.
В ходе проведенного анализа, как правило, обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, поэтому необходимо предусмотреть все возможные варианты, которые устранили бы многие неожиданные обстоятельства.
Анализ культурного проекта завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.
Умение глубоко проанализировать весь ход подготовки и проведения культурного проекта и конечный результат является одним из важнейших показателей уровня профессионального мастерства специалиста сферы культуры.
Следовательно, технология культурных проектов включает следующие основные этапы: анализ обстановки; формулировка цели; репетиции; проведение программы; анализ проведенного культурного проекта.
Расчленение на этапы позволяет нагляднее и глубже разобраться в технологии подготовки и проведения культурного проекта.
В терминах SADT-методологии это называется декомпозицией функции высшего уровня.
Анализ основных компонентов технологического процесса и его этапов показывает, что у организаторского и методического видов деятельности существуют единые цели и конечные результаты.
Их рассогласование заключается в способах, методах, средствах рационального и эмоционального воздействия на актив и аудиторию для достижения единой цели.
Однако функционирование технологического процесса в период подготовки и реализации культурных проектов происходит на основе внутренних противоречий, возникающих в связи с материально-техническим и нормативным обеспечением организационного и методического видов деятельности, психолого-педагогическими условиями формирования отношения у населения к деятельности учреждений культуры, внешними условиями жизнедеятельности, формами, средствами, методами и наборами видов предметной деятельности.
Оптимизация технологического процесса культурного проекта с применением SADT-моделирования способствует глубокому осмыслению действительности, «высвечиванию» человека во всеобщей взаимосвязи явлений мира, общества, микрои макросреды.
Поэтому применение в технологии культурного проекта новых информационных технологий способствует повышению эффективности.
Прежде всего это помогает специалистам в осуществлении сценарно-режиссерского замысла в конкретной ситуации, а исходя из значимого смысла и содержания – того общего результата, который складывается из всей совокупности идей, характеризующихся определенной внутренней целеустремленностью, направленностью на решение четко определенных задач.
Здесь актуально рассмотреть основные проектирования SADT-методологии структурно-системного анализа.
Это необходимо для того, чтобы понимать и объяснять технологию моделирования культурных проектов как систему графически.
SADT – это совокупность графического языка и формальных правил описания систем и расчленение сложных функциональных систем на более простые и понимаемые части.
Как методология приобретения знаний SADT облегчает интегративный обзор проблемы, позволяет достичь консенсуса всех участников культурного проекта, проследить и описать эволюцию идей.
Как средство анализа и проектирования систем SADT может непосредственно представлять функциональную декомпозицию, интерфейсы и обратные связи, разделять управляющие и информационные потоки, описывать стратегию механизации и автоматизации.
SADT, как правило, применяется на ранних этапах процесса создания системы (планирования, проектирования), который часто называют «жизненным циклом системы», и иногда за этим следует применение перечисленных выше методов.
Под словом «система» автор статьи понимает совокупность взаимодействующих компонентов и взаимосвязей между ними.
Моделирование позволяет точно описывать систему процесса создания и корректировки элементов и компонентов системы.
Особенно трудным оказывается описание систем средней сложности, их функционирования.
Наша неспособность дать простое описание, а следовательно, и обеспечить понимание таких систем делает их проектирование и создание трудоемким и дорогостоящим процессом и повышает степень их ненадежности.
Все вышесказанное в полной мере относится и к проблеме разработки (моделирования) в сфере культуры.
С точки зрения SADT модель может быть сосредоточена либо на функциях системы, либо на ее объектах.
SADT-модели, ориентированные на функции, принято называть функциональными моделями.
Функциональная модель представляет с требуемой степенью детализации систему функций, которые, в свою очередь, отражают свои взаимоотношения через объекты системы.
Целью модели является получение ответов на некоторую совокупность вопросов.
Эти вопросы неявно присутствуют (подразумеваются) в процессе анализа и, следовательно, руководят созданием модели и направляют его.
Это означает, что сама модель может дать ответы на эти вопросы с заданной степенью точности.
Если модель отвечает не на все вопросы, ее ответы недостаточно точны, то говорят, что модель не достигла своей цели.
Определяя цель, SADT закладывает основы практического моделирования.
Смысл и трактовка этого определения оказали существенное влияние на практическое применение SADT.
Обычно вопросы для SADT-модели формулируются на самом раннем этапе проектирования, при этом основная суть этих вопросов может быть выражена в одной-двух фразах.
После завершения работы над моделью информация, содержащаяся в модели, будет отвечать на поставленные вопросы.
Модель является толкованием культурного проекта как системы.
Поэтому субъектом моделирования служит сама система.
Однако моделируемая система никогда не существует изолированно: она всегда связана с окружающей средой.
Причем зачастую трудно сказать, где кончается система и начинается среда, что весьма характерно для сферы культуры.
По этой причине в методологии SADT подчеркивается необходимость точного определения границ системы.
SADT-модели всегда ограничивают свой субъект, т.е.
модель устанавливает точно, что является и что не является субъектом моделирования, описывая то, что входит в систему, и подразумевается то, что лежит за ее пределами.
Ограничивая субъект, SADT-модель помогает сконцентрировать внимание именно на описываемой системе и позволяет избежать включения посторонних субъектов.
С определением модели тесно связана позиция, с которой наблюдается система и создается ее модель.
Поскольку качество описания системы резко снижается, если оно не сфокусировано ни на чем, SADT требует, чтобы модель рассматривалась все время с одной и той же позиции.
Эта позиция называется «точка зрения» данной модели.
Например, при моделировании культурного проекта целесообразно иметь точку зрения продюсера (заказчика).
«Точку зрения» лучше всего представлять себе как позицию человека или объекта, с «угла зрения» которого можно увидеть систему в действии.
С этой фиксированной точки зрения создается согласованное описание системы, так чтобы модель соединила все элементы и компоненты.
После того как определены субъект, цель и точка зрения модели, начинается первая интеграция процесса моделирования по методологии SADT.
Субъект определяет, что включить в модель, а что исключить из нее.
Точка зрения диктует автору модели выбор нужной информации о субъекте и форму ее подачи.
Цель становится критерием окончания моделирования культурного проекта.
Конечным результатом этого процесса является набор тщательно взаимоувязанных описаний, начиная с описания самого верхнего уровня всей системы и кончая подробным описанием деталей или операций системы.
Появление SADT-моделирования в технологии культурных проектов является вполне логичным развитием ее описательного инструментария, применяемого на различных этапах, особенно планирования.
Наиболее эффективно применение SADT при моделировании культурных проектов на этапе написания сценариев комплексных, широкомасштабных региональных, сложных муниципальных проектов.
Реализация диапазона возможностей и полезностей применения SADT-моделирования в технологии культурных проектов осуществляется через SADT-диаграмму.
SADT-диаграмма высшего уровня (А0) состоит из одного блока функции «Разработать и реализовать культурный проект».
Данная функция разрабатывается с точки зрения продюсера, деятельность которого включает все этапы реализации культурного проекта.
Входными информационными потоками являются: – информация, поступающая в продюсерскую фирму из СМИ, с выставок и из различных статистических источников, связанных с описанием рынка сферы культуры; – заявка на разработку культурного проекта; – финансовые средства.
Выходом (результатом) выполнения функции является отчет о выполнении культурного проекта, что вполне логично и не противоречит содержанию технологического процесса.
Обеспечение функционирования технологического процесса осуществляется через: – продюсерскую фирму; – заказчика культурного проекта; – доктрину культурой политики; – соответствующие нормативные документы.
В данной статье впервые в практике сферы культуры при разработке технологии моделирования культурных проектов было применено SADT-моделирование, что является инновационным подходом в развитии современного информационного «инструментария» в технологии сферы культуры.
Полезность применения данной SADT-технологии очевидна не только в том, что значительно упрощается разработка культурных проектов практически любой сложности и масштабности, но и в том, что, будучи внедренной в технологический процесс учреждения культуры, значительно повысит эффективность и качество реализуемых проектов.
Проведенный анализ технологии моделирования культурных проектов показывает, что этот процесс является комплексной системной функцией, включающей в себя пять основных этапов: анализ обстановки, формулировку целей, репетиции, проведение проекта и анализ реализованного проекта.
Следовательно, технология моделирования культурных проектов на основе структурно-системного подхода показывает, что у организаторского, методического и управленческого видов деятельности существуют единые цели и конечные результаты.
Их рассогласованность заключается в способах, методах, средствах рационального и эмоционального воздействия на актив и аудиторию для достижения единой цели.
Однако функционирование технологического процесса происходит на основе внутренних противоречий, возникающих во время подготовки и проведения культурных проектов в связи с материально-техническим и нормативным обеспечением организаторского, методического и управленческого видов деятельности, психолого-педагогическими условиями формирования отношений к учреждению культуры, внешними условиями жизнедеятельности учреждения культуры, формами, средствами, методами и наборами видов предметной деятельности.
Внедрение в технологию моделирования культурных проектов современных информационных методов позволяет на этапе проектирования (планирования) свести к практически возможному минимуму ошибки как в содержательном, так и в исполнительском аспектах.
Оптимизация технологического процесса разработки культурного проекта с применением SADT-моделирования способствует глубокому осмыслению действительности, «высвечиванию» человека во всеобщей взаимосвязи явлений мира, общества, микрои макросреды.
Поэтому следует сделать вывод о том, что вооружение технологии моделирования культурных проектов новыми информационными технологиями оптимально функционирует при опоре не на частные, случайные, зачастую произвольные мотивы личности, которые движут отдельными специалистами в конкретной ситуации, а исходя из значимого смысла и содержания, того общего результата, который складывается из всей совокупности человеческих стремлений, характеризующихся определенной внутренней целеустремленностью, направленностью на решение четко определенных задач, которые проявляются в конкретной ситуации.

[Back]