§3. Аксиологический подход к развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств в процессе прохождении всех видов праки в учреждениях культуры С позиций такого аксиологического подхода все обучение в вузе культуры и искусств строится с учетом прошлого опыта, личностных особенностей, «преломляется» через личность студента, его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, психологические установки и т.д. Процесс обучения по специальным дисциплинам обязательно сопряжен с прохождением всех видов практики и является структурным элементом является структурным элементом учебного процесса, организуется как учебная деятельность построенная на субъектно-субъективных отношениях, а сама деятельность, в которой смоделированы предмет и совокупность отношений всех участников. В.А. Сухомлинский развил эту идею, считая, что «учебно-воспитательный процесс имеет три источника науку, мастерство и искусство. Хорошо руководить учебно-воспитательным процессом это значит в совершенстве владеть наукой, мастерством и искусством обучения и воспитания. Воспитание в широком понимании это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления тех, кого воспитывают, и тех, кто воспитывает. Причем этот процесс характеризуется глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной в другом и абсурдной в третьем. Такова природа нашего педагогического дела» . 108 В подготовке специалистов социально-культурной деятельности существует много различных подходов. Реализация современных требований к социально-культурному образованию предполагает освоение специфики этой деятельности, особенностей технологии профессии, предметного вида 285 103Сухомлинский В.Л. Избр. соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1981. -Т. 3. С. 12. |
33 личность студента, его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, психологические установки и т.д. Процесс обучения ко конкретной дисциплине является структурным элементом учебного процесса, организуется как учебная деятельность построенная на субъектносубъективных отношениях, а сама деятельность, в которой смоделированы предмет' и совокупность отношений всех участников. Равноправное сотрудничество это основа корпоративной педагогики. «Сотрудничество это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности»... «В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся».10 Педагогическое воздействие может рассматриваться как «педагогика сотрудничества», в то же время, это реальное воплощение сотрудничества педагога и студента. Учебное сотрудничество как важнейший компонент' корпоративной педагогики глубоко разработан в трудах Т.Б. Конникова, А.В. Мудрика, В.А. Ядова, Д.И. Фельдштейпа, А.И. Донцова, Б.Л. Кричевского; Г.С. Костюка, В.В. Рубцова, А.В. Петровского, А.А. Тюков и др.). Эффективность совместной деятельности всех участников корпоративного взаимодействия во многом определяется теоретическими и экспериментальными исследованиями. Учебное сотрудничество позволило убедительно подтвердить точность методологического положения о том, что личность формируется в коллективе, в практической деятельности во взаимодействии с другими людьми и что сам учебный коллектив колледжа культуры создается в таком взаимодействии. Для обозначения учебной деятельности, основанной на непосредственном взаимодействии педагогов и студентов исследовали употребляют такие термины, как «групповая учебная деятельность» и Концепция общего среднего образования. М.: ВНИИК «Школа», 1988, С. 1бJ7. 36 Сухомлинский развил эту идею, считая, что «учебно-воспитательный процесс имеет зри источника науку, мастерство и искусство. Хороню руководить учебно-воспитательным процессом эго значит в совершенстве владеть наукой, мастерством и искусством обучения и воспитания. Воспитание в широком понимании это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления тех, кого воспитывают, и : тех, кто воспитывает. Причем этот процесс характеризуется глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае» становится нейтральной в другом и абсурдной в третьем. Такова природа нашего педагогического 12 дела. В подготовке специалистов социально-культурной деятельности существует много различных подходов. Поиски продолжаются и по сей день. Реализация современных требований к социально-культурному образованию предполагает освоение специфики этой деятельности, особенностей технологии профессии, предметного вида деятельности.. Таким образом, профессия специалиста социально-культурной деятельности накладывает свой специфический отпечаток как на субъекта, так и. на объекта. Корпоративная педагогика позволяет осуществлять дифференциацию качеств специалиста социально-культурной деятельности, которые условно можно подразделять на общие и специфические. К общим • качествам специалиста социально-культурной деятельности относятся такие как общительность, наблюдательность, инициативность, настойчивость, самообладание, спокойствие, стойкость и выдержка, справедливость. К специфическим: педагогический такт, склонность принимать самостоятельные решения и проводить их в жизнь, внимание к нуждам людей, проявление реальной заботы о людях, коммуникативность,12 12Сухомлинский B.A. Избр. соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1981. -Т. 3. С. 12. |