В коммерческой деятельности возникают свои специфические проблемные ситуации, разрешение которых характеризуется не только предметным содержанием социально-культурной деятельности, но и складывающимися в ходе взаимодействия субъекта с объектом (проблема поискового выхода) внутренними моделями деятельности, характеризующимися собственной активностью субъекта его ценностными ориентациями. Поскольку каждый конкретный акт коммерческой деятельности в учреждении культуры создает проблемную ситуацию, с точки зрения ценностных ориентаций, его возможно рассматривать как своеобразный микроэтап в развитии личности, ибо этот этап одновременно является результатом творческой активности. Вне этой активности, вызываемой комплексом мотивов, творческое развитие личности в учреждениях культуры невозможно. Рассматривая категорию творчества применительно к деятельности учреждения культуры, следует подчеркнуть, что и коммерческая деятельность представляет собой один из аспектов творческой деятельности, специфическая особенность которой проявляется в характере того вида коммерции, которой занимается специалист. Опрос специалистов учреждений культуры показал, что среди факторов, определяющих их интерес к творческой или коммерческой деятельности, на первом месте организация труда (73%), а затем взаимоотношения в коллективе (68%). Последнее обстоятельство, как свидетельствуют многие исследования, приобретает все большее значение для педагогов вузов культуры и искусств. В ходе эксперимента проверялись разные варианты организации труда, нормирования и оплаты слагаемые целенаправленной деятельности учреждения культуры, которые помогают создавать деловую обстановку, 305 |
79 организация-творческого процесса мозкет быть построена лишь-на основе увлеченности предметной деятельностью, заинтересованности, полной самореализации всех участников коллективного творчества.1 Поэтому проблемыразвития творческой активности в учрезкдениях культуры наиболее полно соответствуют сущности и характеру социальнокультурной-деятельности. Современные научные исследования специалистов социальнокультурной деятельности показывают, что процесс отражения субъектом действительности есть не что иное; как создание «мозговых атак» при разработке-сценариев и-режиссуры программ, представляющих идеальные образцы соответствующих объектов. Они могут возникать посредством различных форм творческой активности личности... Первичные модели в ходе движения мысли могут стать основой для появления вторичных, а затем и более высоких уровней моделей, заключающих-' идеальные образы, адекватные, но не тождественные действительности. Отсюда можно сделать вывод, что субъект специалист учреждения культуры посредством творческогомышления; воображения и других форм творческого отражения и абстракции строит на основе отражения действительности идеальные конструкции, которые шрают огромную роль, находясвое материальное воплощение в творческом процессе социально-культурной деятельности. В коммерческой деятельности возникают свои специфические' проблемные ситуации, разрешение которых характеризуется не. толькопредметным содержанием социально-культурной деятельности, но и складывающимися в ходе взаимодействия субъектах объектом (проблема поискового выхода)внутренними. моделями деятельности; характеризующимися собственной активностью субъекта. Поскольку каждый конкретный акт коммерческой, деятельности' в учреждении культуры создаст проблемную' ситуацию, с точки зрения современной психологии, его возможно рассматривать как своеобразный микроэтап в развитии личности, ибо этот этап одновременно является результатом творческой активности. Вне этой активности, вызываемой комплексом мотивов, творческое развитие личности в учреждениях культуры невозможно. Рассматривая категорию творчества применительно к деятельности учреждения культуры, следует подчеркнуть, что и коммерческая деятельность представляет собой один из аспектов творческой деятельности, специфическая особенность которой проявляется в характере того вида коммерции, которой занимается специалист. Опрос специалистов учреждений культуры показал, что среди факторов, определяющих их интерес к творческой или коммерческой деятельности, на первом месте организация труда (73%), а затем взаимоотношения в коллективе (68%). Последнее обстоятельство, как свидетельствуют многие исследования, приобретает все большее значение для корпоративной педагогики. Организация труда, нормирование и оплата слагаемые целенаправленной деятельности учреждения культуры, которые помогают создавать деловую обстановку, вызывают рост инициативы специалистов, укрепляют их мотивацию, повышают имидж фирмы, привлекают внимание социума к своей деятельности. Профессор Г.Д. Тульчинский считает, что сегментация рынка определяется пониманием личностной и групповой мотивации, на которые оказывают свое воздействие факторы культуры социальной группы личностные и психологические. А сама мотивация определяется жизненным дискомфортом, напряжением, испытываемым личностью и вызванным дисбалансом, несоответствием желаемого и реального.15 В целом полученные нами данные свидетельствуют о достаточно высокой творческой активности специалистов учреждения культуры, из 15См.: Тульчинский Г.Д. Маркетинг и сфере культуры. СПб., 1995. С.47-48. 80 I |