(концептуализации) мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, «своего рода коллективную философию» [Апресян 1995: 39], которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка. Свойственный языку способ концептуализации действительности (взгляд на мир) отчасти универсален, отчасти национально специфичен, так что носители разных языков могут иметь отличия в восприятии мира, поскольку видят его через призму национального языка. Понятие картины мира находится в настоящий момент в стадии своего формирования: предпринимаются первые попытки построения его развернутого определения и раскрытия смысла; дискутируются вопросы о том, как теоретически отграничить картину мира от близких феноменов, как категориально охарактеризовать и выявить свойства и формы ее существования. Термин «картина мира» выдвинут в рамках физики в конце XIX начале XX в. Одним из первых этот термин стал употреблять Г. Герц [Герц 1914] применительно к физической картине мира, трактуемой им как совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов. М. Планк различал практическую картину мира и научную картину мира. С первой он связывал целостное представление человека об окружающем мире, которое вырабатывается им постепенно на основании своих переживаний. Научную картину мира он трактовал как модель * реального мира в абсолютном смысле, независимого от отдельных личностей и всего человеческого мышления. Всякая научная картина мира (по Планку) имеет лишь относительный характер, и создание такой картины мира, которая представляла бы собой нечто окончательно реальное и не 4 нуждалось бы, следовательно, больше ни в каких улучшениях, считается недостижимой задачей [Планк ]966: 50]. 13 |
9 ГЛАВА 1. Языковая картина мира. Определение. Общие и частные характеристики 1.1. Картина мира как основной элемент мировидения человека Феномен, именуемый «картина мира», является таким же древним, как и сам человек. Создание первых картин мира у человека совпадает по времени с процессом антропогенеза. Тем не менее реалия, называемая термином «картина мира», стала предметом научно-философского рассмотрения лишь в недавнее время. Понятие картины мира находится в настоящий момент в стадии своего формирования: предпринимаются первые попытки построения его развернутого определения и раскрытия смысла; дискутируются вопросы о том, как разумно теоретически отграничить картину мира от близких феноменов, как категориально охарактеризовать и выявить свойства и формы ее существования. Термин «картина мира» был выдвинут в рамках физики в конце 19 начале 20 в. Одним из первых этот термин стал употреблять Г. Герц ч [Герц 1914] применительно к физической картине мира, трактуемой им как совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов. М. Планк различал практическую картину мира и научную картину мира. С первой он связывал целостное представление человека об окружающем мире, которое вырабатывается им постепенно на основании своих переживаний. Научную картину мира он трактовал как модель реального мира в абсолютном смысле, независимого от отдельных личностей и всего человеческого мышления. Всякая научная картина мира, по Планку, имеет лишь относительный характер, и создание такой картины мира, которая представляла бы собой нечто окончательно реальное и не |