В XX в. языковая картина мира (языковое мировосприятие) исследуется в рамках гипотезы лингвистической относительности (Л. Вайсгербер, Э. Сепир, Б. Уорф и др.) [Васильев 1994]. Настоятельная потребность в выдвижении понятия «картина мира» в различных сферах человеческой деятельности возникает обычно в двух случаях: при необходимости осмыслить ситуацию поливариантности сосуществующих в этой области позиций и ситуацию последовательно сменяющих друг друга парадигм. И первый, и второй случаи могут опираться на источники двух типов: на описания, произведенные изнутри общества, имеющего эту картину мира («самоописание»), и на «иноописания», произведенные внешними наблюдателями [Раевский 1995: 209]. Понятие картины мира органически влилось в современную культурологию и семиотику, в число задач которых входит осмысление ситуации плюрализма культур в мире (культурологическая синхрония) и процессов генезиса человечества (культурологическая диахрония). В лингвистике появление понятия языковой картины мира является симптомом возникновения гносеолингвистики как части лингвистики, развиваемой на антропологических началах. Понятие языковой картины мира позволяет глубже решать вопрос о соотношении языка и действительности, инвариантного и идиоматического в процессах языкового отображения действительности как сложного процесса интерпретации человеком мира [Серебренников 1993: 37]. Картина мира представляет собой центральное понятие концепцииУ человека, выражающее специфику его бытия, и адекватно охарактеризовано оно может быть лишь в общей теории человека. В различных философско-антропологических концепциях сущность человека обычно раскрывается путем противопоставления его другим ♦К существам животным, роботам (искусственному интеллекту), а в 15 |
11 Культура при этом подходе трактуется как «ненаследственная память коллектива», и ее главной задачей признается структурная организация окружающего человека мира, что находит свое выражение в модели мира [Лотман, Успенский 1991: 146-147]. В рамках лингвистики проблема восстановления древней модели мира возникла естественным образом в связи с необходимостью реконструкции семантики текстов в широком смысле слова. Было выдвинуто предположение, что модель мира может быть описана как набор основных семантических противопоставлений, имеющих для народов мира практический универсальный характер [Иванов, Топоров 1995: 6]. Если идея о возможности и необходимости реконструкции общей картины мира и ее разновидностей научной, философской и др. была высказана в сравнительно недавнее время, то мысль о существовании особого языкового мировидения была сформулирована В. Гумбольдтом как научно-философская проблема еще в начале 19 в. В 20 в. исследование языковой картины мира (языкового мировидения) совершается в рамах гипотезы лингвистической относительности (Л. Вайсгербер, Э. Сепир, Б. Уорф и др.) [Васильев 1994]. Настоятельная потребность в выдвижении понятия «картина мира» в различных сферах человеческой деятельности возникает обычно в двух случаях: при необходимости осмыслить ситуацию поливариантности сосуществующих в этой области позиций и ситуацию последовательно сменяющих друг друга парадигм. Как первый, так и второй случай могут опираться на источники двух типов: на описания, произведенные изнутри общества, имеющего эту картину мира («самоописание») и на «иноописания», [Раевский 1995: 209]. произведенные внешними наблюдателями 12 Понятие картины мира органически влилось в современную культурологию и семиотику, в число задач которых входит осмысление ситуации плюрализма культур в мире (культурологическая синхрония) и процессов генезиса человечества (культурологическая диахрония). В лингвистике появление понятия языковой картины мира является симптомом возникновения гносеолингвистики как части лингвистики, развиваемой на антропологических началах. Понятие языковой картины мира позволяет глубже решать вопрос о соотношении языка и действительности, инвариантного и идиоматического в процессах языкового отображения действительности как сложного процесса интерпретации человеком мира [Серебренников 1993: 37]. Картина мира представляет собой центральное понятие концепции человека, выражающее специфику его бытия, и адекватно охарактеризовано оно может быть лишь в общей теории человека. В различных философско-антропологических концепциях сущность человека обычно раскрывается путем противопоставления его другим существам животным, роботам (искусственному интеллекту), а в трансцендентальных концепциях также различным сверхчеловеческим сущностям (Богу, ангелам и т.д.). В отличие от животных, поведение которых биологически детерминировано инстинктом и ситуативно ограничено, а также в отличие от сверхчеловеческих сущностей, обладающих всей полнотой истины, человек для своего ориентирования в мире нуждается в особых символических опосредующих структурах языке, мифологии, религии, искусстве, науке, выступающих в роли регуляторов его жизнедеятельности. С помощью опосредующих символических структур человек формирует образ мира как основу своей жизнедеятельности. Воображение |