Проверяемый текст
Гвоздева, Анна Анатольевна; Языковая картина мира: лингвокультурологические и гендерные особенности : На материале художественных произведений русскоязычных и англоязычных авторов (Диссертация 2003)
[стр. 16]

трансцендентальных концепциях также различным сверхчеловеческим сущностям (Богу, ангелам и т.д.).
В отличие от животных, поведение которых биологически детерминировано инстинктом и ситуативно ограничено, а также в отличие от сверхчеловеческих сущностей, обладающих всей полнотой истины, человек для своего ориентирования в мире нуждается в особых символических опосредующих структурах языке, мифологии, религии, искусстве, науке, выступающих в роли1регуляторов
его жизнедеятельности.
С помощью опосредующих символических структур человек формирует образ мира как основу своей жизнедеятельности.
Воображение
познающего человека оформило и продолжает процесс формирования множества образов наличного бытия, имеющих исторически преходящий характер.
Картина мира есть целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека, а не какой-либо одной ее стороны.
Картина мира как глобальный образ мира возникает у человека в ходе всех его контактов с миром.
Опыты и формы контактов человека с миром в процессе его постижения характеризуются чрезвычайным разнообразием.
Это могут быть и бытовые контакты с миром, и предметно-практическая активность человека с ее деятельностно преобразующими установками на переделывание мира и овладение им, и акты созерцания мира, его
умозрений и умопостижения в экстраординарных ситуациях.
Поскольку в формировании картины мира принимают участие все
/ стороны психической деятельности человека, начиная с ощущений, восприятий, представлений и кончая высшими формами мышлением и самосознанием человека, то всякая попытка обнаружить какой-либо один процесс, связанный с формированием картины мира у человека, с * неизбежностью закончится неудачей [Серебренников 1993].
16
[стр. 12]

12 Понятие картины мира органически влилось в современную культурологию и семиотику, в число задач которых входит осмысление ситуации плюрализма культур в мире (культурологическая синхрония) и процессов генезиса человечества (культурологическая диахрония).
В лингвистике появление понятия языковой картины мира является симптомом возникновения гносеолингвистики как части лингвистики, развиваемой на антропологических началах.
Понятие языковой картины мира позволяет глубже решать вопрос о соотношении языка и действительности, инвариантного и идиоматического в процессах языкового отображения действительности как сложного процесса интерпретации человеком мира [Серебренников 1993: 37].
Картина мира представляет собой центральное понятие концепции человека, выражающее специфику его бытия, и адекватно охарактеризовано оно может быть лишь в общей теории человека.
В различных философско-антропологических концепциях сущность человека обычно раскрывается путем противопоставления его другим существам животным, роботам (искусственному интеллекту), а в трансцендентальных концепциях также различным сверхчеловеческим сущностям (Богу, ангелам и т.д.).
В отличие от животных, поведение которых биологически детерминировано инстинктом и ситуативно ограничено, а также в отличие от сверхчеловеческих сущностей, обладающих всей полнотой истины, человек для своего ориентирования в мире нуждается в особых символических опосредующих структурах языке, мифологии, религии, искусстве, науке, выступающих в роли
регуляторов его жизнедеятельности.
С помощью опосредующих символических структур человек формирует образ мира как основу своей жизнедеятельности.
Воображение


[стр.,13]

13 познающего человека создало и продолжает созидать множество образов наличного бытия, имеющих исторически преходящий характер.
Картина мира есть целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека, а не какой-либо одной ее стороны.
Картина мира как глобальный образ мира возникает у человека в ходе всех его контактов с миром.
Опыты и формы контактов человека с миром в процессе его постижения характеризуются чрезвычайным разнообразием.
Это могут быть и бытовые контакты с миром, и предметно-практическая активность человека с ее деятельностнопреобразующими установками на переделывание мира и овладение им, и акты созерцания мира, его
умозрения и умопостижения в экстраординарных ситуациях.
Поскольку в формировании картины мира принимают участие все
стороны психической деятельности человека, начиная с ощущений, восприятий, представлений и кончая высшими формами мышлением и самосознанием человека, то всякая попытка обнаружить какой-либо один процесс, связанный с формированием картины мира у человека, с неизбежностью закончится неудачей [Серебренников 1993].
Наиболее адекватным пониманием картины мира представляется определение ее как исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека [Рассел 1997: 143].
Картина мира предстает при такой трактовке как субъективный образ объективной реальности и входит, следовательно, в класс идеального, которое, не переставая быть образом реальности, опредмечивается в знаковых формах, не запечатлеваясь полностью ни в одной из них.
Как и всякое образование, относящееся к классу идеального, картина мира имеет двойственное существование необъективированное, как

[Back]