Проверяемый текст
Гвоздева, Анна Анатольевна; Языковая картина мира: лингвокультурологические и гендерные особенности : На материале художественных произведений русскоязычных и англоязычных авторов (Диссертация 2003)
[стр. 17]

Следует отметить, что, понимание картины мира (вслед за Б.Расселом) в данном диссертационном исследовании определяется как исходный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека, репрезентирующий сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющийся результатом всей духовной активности человека [Рассел 1997: 143].
Картина мира предстает при такой трактовке как субъективный образ объективной реальности и входит, следовательно, в класс идеального, которое, не переставая быть образом реальности, опредмечивается в знаковых формах, не запечатлеваясь полностью ни в одной из них.
Как и всякое образование, относящееся к классу идеального, картина мира имеет двойственное существование необъективированное, как
неопредмеченный элемент сознания и жизнедеятельности человека, и объективированное в виде опредмеченных образований в языке, в жестах, в культовом и светском изобразительном искусстве и музыке, ритуалах, вещах, этикете, мимике, моде, способах ведения хозяйства, технологии вещей, различного рода социокультурных стереотипах поведения людей.
Картина мира как регулятив человеческой жизнедеятельности имеет широкое пространство своего обитания не только в сознании, хранилище идеального, психике, человеческом духе, но и во всем том, регулятором которого она является, в поведении людей, материально-чувственной практике, продуктах культуры и т.д.
Различные «воплотители» картины мира как идеального образа мира в семиотике интерпретируются как особые языки и тексты на этих языках, опираясь на которые реконструируют существующую в данный момент / или ранее существовавшую картину мира [Серебренников 1993].
Картина мира существует в нашем сознании в
неоформленном и неотрефлектированном состоянии.
В своем необъективированном состоянии она не дана сознанию во всей своей полноте, так
как 4 % «глубинный слой миропонимания человеком картины мира не всегда может быть адекватно выявлен в актах саморефлексии самим носителем 17
[стр. 13]

13 познающего человека создало и продолжает созидать множество образов наличного бытия, имеющих исторически преходящий характер.
Картина мира есть целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека, а не какой-либо одной ее стороны.
Картина мира как глобальный образ мира возникает у человека в ходе всех его контактов с миром.
Опыты и формы контактов человека с миром в процессе его постижения характеризуются чрезвычайным разнообразием.
Это могут быть и бытовые контакты с миром, и предметно-практическая активность человека с ее деятельностнопреобразующими установками на переделывание мира и овладение им, и акты созерцания мира, его умозрения и умопостижения в экстраординарных ситуациях.
Поскольку в формировании картины мира принимают участие все стороны психической деятельности человека, начиная с ощущений, восприятий, представлений и кончая высшими формами мышлением и самосознанием человека, то всякая попытка обнаружить какой-либо один процесс, связанный с формированием картины мира у человека, с неизбежностью закончится неудачей [Серебренников 1993].
Наиболее адекватным пониманием картины мира представляется определение ее как исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека [Рассел 1997: 143].
Картина мира предстает при такой трактовке как субъективный образ объективной реальности и входит, следовательно, в класс идеального, которое, не переставая быть образом реальности, опредмечивается в знаковых формах, не запечатлеваясь полностью ни в одной из них.
Как и всякое образование, относящееся к классу идеального, картина мира имеет двойственное существование необъективированное, как


[стр.,14]

14 неопредмеченныи элемент сознания и жизнедеятельности человека, и объективированное в виде опредмеченных образований в языке, в жестах, в культовом и светском изобразительном искусстве и музыке, ритуалах, вещах, этикете, мимике, моде, способах ведения хозяйства, технологии вещей, различного рода социокультурных стереотипах поведения людей.
Картина мира как регулятив человеческой жизнедеятельности имеет широкое пространство своего обитания не только в сознании, хранилище идеального, психике, человеческом духе, но и во всем том, регулятором которого она является, в поведении людей, материально-чувственной практике, продуктах культуры и т.д.
Различные «воплотители» картины мира как идеального образа мира в семиотике интерпретируются как особые языки и тексты на этих языках, опираясь на которые реконструируют существующую в данный момент или ранее существовавшую картину мира [Серебренников 1993].
Картина мира существует в нашем сознании в
довольно смутном виде, в неоформленном и неотрефлектированном состоянии.
В своем необъективированном состоянии она не дана сознанию во всей своей полноте.
Таковой
она может предстать, и то лишь в идеале, в актах систематической рефлексии.
Обычно же объективация картины мира осуществляется не до конца, эскизно, не систематически, в популярных очерках изложения основ всех наук, в философских трактатах, комментариях, публицистических эссе, художественной литературе во всех различных художественных, научных и прочих опытах рефлексии над картиной мира и мировидением человека.
Как глубинный слой миропонимания человека, картина мира не всегда может быть адекватно выявлена в актах саморефлексии самим носителем этой картины мира и может даже вообще не осознаваться как наличествующая у человека [Клике 1995: 243].

[Back]