Проверяемый текст
Гвоздева, Анна Анатольевна; Языковая картина мира: лингвокультурологические и гендерные особенности : На материале художественных произведений русскоязычных и англоязычных авторов (Диссертация 2003)
[стр. 18]

этой картины мира и может даже вообще не осознаваться как наличествующая у человека» [Клике 1995: 243].
Таким образом, картина мира создается в результате двух различных процедур: 1) экспликации, экстрагирования, опредмечивания, объективирования и осмысления образов мира, лежащих в основе жизнедеятельности человека и, прежде всего, его практической деятельности, и 2) созидания, творения, разработки новых образов мира, осуществляемых в ходе специальной рефлексии, носящей систематический характер.
В первом случае имеет место чистая реконструкция картины мира по ее следам, во втором чистое ее конструирование, т.е.
создание некоторой ценностно-познавательной конструкции (картины мира), которая ставится в отношение адекватности к познаваемому объекту (миру).
Эти процедуры по своей внутренней структуре близки друг другу: в обеих происходит воспроизведение структуры объекта (мира) в структуре предмета
в картине мира.
На создание целостного образа миратч претендуют мифология, религия, философия, искусство, наука, т.е.
различные донаучные, ненаучные и научные формы сознания.
Исторически первой формой мировоззренческого сознания, в пределах которой сформировалась развитая картина мира, было мифологическое сознание.
Начиная от эпохи античной философии и кончая временем создания натурфилософских теорий
XIX в., исторические попытки построения картин мира лежали в основном в русле философских исследований, и уже в первых философских попытках описания картины мира указываются ее основные свойства, которые стали затем предметом Л изучения различных наук и научных направлений.
При исследовании проблемы отражения картины мира в человеческом языке обычно исходят из простой триады: окружающая действительность, отражение этой действительности в мозгу человека и
# выражение результатов этого отражения в языке.
При этом заведомо
18
[стр. 15]

15 Таким образом, картина мира создается в результате двух различных процедур: 1) экспликации, экстрагирования, опредмечивания, объективирования и осмысления образов мира, лежащих в основе жизнедеятельности человека, и, прежде всего, его практической деятельности, и 2) созидания, творения, разработки новых образов мира, осуществляемых в ходе специальной рефлексии, носящей систематический характер.
В первом случае имеет место чистая реконструкция картины мира по ее следам, во втором чистое ее конструирование, т.е.
создание некоторой ценностно-познавательной конструкции (картины мира), которая ставится в отношение адекватности к познаваемому объекту (миру).
Эти процедуры по своей внутренней структуре близки друг другу: в обеих происходит воспроизведение структуры объекта (мира) в структуре предмета
картине мира как некоем концептуальном образовании.
На создание целостного образа мира претендуют мифология, религия, философия, искусство, наука, т.е.
различные донаучные, ненаучные и научные формы сознания.
Исторически первой формой мировоззренческого сознания, в пределах которой сформировалась развитая картина мира, было мифологическое сознание.
Начиная от эпохи античной философии и кончая временем создания натурфилософских теорий
19 в., исторические попытки построения картин мира лежали в основном в русле философских исследований, и уже в первых философских попытках описания картины мира указываются ее основные свойства, которые стали затем предметом изучения различных наук и научных направлений.


[стр.,26]

26 1.3.
Языковая картина мира и процесс ее формирования При исследовании проблемы отражения картины мира в человеческом языке обычно исходят из простой триады: окружающая действительность, отражение этой действительности в мозгу человека и выражение результатов этого отражения в языке.
При этом заведомо
предполагается, что человек отражает эту действительность правильно, и так же правильно эта действительность отражается в языке.
На самом деле все эти процессы выглядят значительно сложнее.
Прежде всего, следует заметить, что человек никогда не в состоянии отразить окружающий мир во всем его многообразии, целиком и полностью.
Познание окружающего мира всегда процесс, иногда довольно длительный.
Структура познавательного аппарата человека не приспособлена к тому, чтобы сразу и полностью воспроизвести в идеальной форме объект во всей сложности.
Наши знания о предмете являются относительными, неполными, отражающими лишь некоторые его стороны.
Кроме того, абсолютное познание объекта даже фактически невозможно, так как объект бесконечен в своих свойствах.
Мы только приближаемся к абсолютной истине.
Другая особенность процесса познания состоит в том, что результаты познания человеком окружающего мира никогда не находятся на одном и том же уровне.
Здесь существует масса всяких градаций, которые могут зависеть от возраста, наличия жизненного опыта, области, в которой человек работает, профессии, уровня образования, способностей к восприятию чего-либо, а также многих других причин и факторов.
Общение между индивидуумами становится возможным в том случае, если в языковых знаках и знаковых структурах выработаны всеобщие значимости.
Это означает, что какие-то общности в языке находятся как бы над уровнями конкретного познания окружающего мира.
В роли таких общностей выступают общие значения слов.
Дело в том, что

[Back]