Таким образом, языковая картина мира это образ мира, создаваемый лингвистическими средствами, а именно: •номинативными средствами языка лексемами и фразеологизмами, обеспечивающими то или иное членение и классификацию объектов национальной действительности, значимым отсутствием номинативных единиц (лакунарностью разных типов); •грамматическими средствами языка; •функциональными средствами языка отбором наиболее частотной лексики для общения, то есть состава коммуникативно релевантных языковых средств; •образными средствами направлениями развития переносных значений, внутренней формой языковых единиц, национальноспецифической образностью; •дискурсивными средствами языка различными специфическими средствами и стратегиями текстопостроения. 1.2. Парадигматика языковой картины мира Язык это то, что лежит на поверхности бытия человека в культуре, поэтому, начиная с XIX в. (Я. Гримм, Р. Раек, В. Гумбольдт, А.А. Потебня) и по сей день, проблема взаимосвязи, взаимодействия языка и культуры является одной из центральных в языкознании. Первые попытки решения этой проблемы рассматриваются в трудах В. Гумбольдта [Гумбольдт 1995],У основные положения концепции которого можно свести к следующему: 1) материальная и духовная культура воплощаются в языке; 2) всякая культура национальна, ее национальный характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для #* каждого народа внутренняя форма; 3) внутренняя форма языка это 23 |
44 Человеческая деятельность одновременно и универсальна, и национально-специфична. Эти ее свойства определяют как своеобразие языковой картины мира, так и ее универсальность. Наивная картина мира обыденного сознания, в котором преобладает предметный способ восприятия, имеет интерпретирующий характер. Язык, фиксируя коллективные, стереотипные и эталонные представления, объективирует интерпретирующую деятельность человеческого сознания и делает ее доступной для изучения. Следовательно, каждый конкретный язык представляет собой самобытную систему, которая накладывает свой отпечаток на сознание его носителей и формирует их картину мира. Далее рассмотрим, как это происходит. 2.2. Влияние национальной ментальности на языковое поведение человека. Лингвокультурная личность: ее определение и характеристики Язык это то, что лежит на поверхности бытия человека в культуре, поэтому начиная с XIX в. (Я. Гримм, Р. Раек, В. Гумбольдт, А.А. Потебня) и по сей день проблема взаимосвязи, взаимодействия языка и культуры является одной из центральных в языкознании. Первые попытки решения этой проблемы усматривают в трудах В. Гумбольдта [Гумбольдт 1995], основные положения концепции которого можно свести к следующему: 1) материальная и духовная культура воплощаются в языке; 2) всякая культура национальна, ее национальный характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма; 3) внутренняя форма языка это выражение «народного духа», его культуры; 4) язык есть опосредующее звено между человеком и окружающим его миром. Концепция В. Гумбольдта получила |