4 I человека: его природы, внешности, внутреннего мира, менталитета и т.д. Картина мира индивида или определенного социума изучается на основе ее языкового оформления. Ведь язык не просто средство коммуникации, передачи и выражения мысли, в языке оформляется концептуальный образ мира, заключающий в себе глобальный образ мира. С семиологической точки зрения во всяком образе как семиотическом можно выделить его содержание, форму н его свойства. Исходным пунктом для понимания природы и сущностных свойств картины мира является создаваемый, человеком субъективный образ объективной реальности. Интерпретация картины мира, создаваемая через определенные призмы, содержит черты человеческой субъективности и специфичности. Картина мира составляет ядро мировидения человека и несет в себе его основные свойства. Базисное свойство картины мира как ядра мировоззрения заключается в ее космологической ориентированности (она есть глобальный образ мира) при одновременной антропоморфичности (она несет в себе специфические черты человеческого способа миропостижения) [Леви-Строс 1995: 347]. Картина мира есть исходный элемент мировоззрения человека и его мировидения, для нее характерна облигаторность действия при одновременно полуосознаваемом характере. Картина мира пронизывает в сознании все акты человеческой жизнедеятельности. Свидетельством тому является лингвистический анализ человеческой деятельности в определенной картине мира или какого-либо фрагмента ее, определяющие все внешние и внутренние акты человеческого поведения. Пребывание человека в определенной картине мира не раскрывает ее организующей силы перед ним. Важнейшая особенность картины мира состоит в ее Ь внутренней безусловной достоверности для субъекта этой картины. Картина мира рассматривается ее носителями не как исторически конкретное видение реальности, а как смысловой двоиник мира. Образ мира воспринимается в картине мира как сама реальность. Субъект 29 |
16 1.2. Основные характеристики картины мира Картина мира заключает в себе глобальный образ мира. С семиологической точки зрения во всяком образе как семиотическом объекте можно выделить его содержание и форму, содержательные свойства и формальные. Рассмотрим сначала содержательные (сущностные) свойства картины мира, а затем формальные, учитывая при этом некоторые дополнительные аспекты характеристики свойств картины мира. Исходным пунктом для понимания природы и сущностных свойств картины мира является тот факт, что она представляет собой создаваемый человеком субъективный образ объективной реальности. Мир бесконечен, а человек конечен и ограничен в своих возможностях миропостижения. Любая картина мира, создаваемая за счет видения мира через определенные интерпретационные призмы, всегда с неизбежностью содержит черты человеческой субъективности, специфичности. Картина мира составляет ядро мировидения человека и несет в себе его основные свойства. Базисное свойство картины мира как ядра мировоззрения заключается в ее космологической ориентированности (она есть глобальный образ мира) при одновременной антропоморфичности (она несет в себе черты специфически человеческого способа миропостижения) [Леви-Строс 1995: 347]. Картина мира есть исходный элемент мировоззрения человека, а не только его мировидения, для нее характерна облигаторность действия при одновременно полуосознаваемом характере. Картина мира подобна айсбергу: одна часть ее скрывается в глубинах подсознания, пронизывая собой все акты человеческой жизнедеятельности, а другая коренится в сознании. Один из путей выявления картины мира заключается в анализе рефлексов человеческой 17 подсознательной деятельности, к каким относятся, например, сны. Узнать, жива ли в человеке определенная картина мира или ее какой-либо фрагмент, можно по ее действию в человеке, определяющему все внешние и внутренние акты человеческого поведения. Человек пребывает в определенной картине мира, но во всех деталях ее не знает и часто даже не догадывается о ее организующей силе. Важнейшая особенность картины мира состоит в ее внутренней безусловной достоверности для субъекта этой картины. Картина мира рассматривается ее носителями не как картина и осознается не как исторически конкретное видение реальности, а как смысловой двойник мира. Образ мира воспринимается в картине мира как сама реальность. Субъект картины мира верит, что мир таков, каким он изображен в этой картине. Другие же понимания мира представляются ему «оптической» иллюзией. Отношение к общей картине мира как к абсолютно достоверной и подлинной не исключает квалификации отдельных ее компонентов как заблуждений, предрассудков и суеверий, идущих от старых мировидений, общий смысл которых уже был утрачен. Признание определенных фрагментов миропредставлений как предрассудков означает перевод картины мира или отдельных ее фрагментов в объективированное состояние, включение рефлексивных механизмов оценки. «Если картина мира есть сплав результатов познания как чистош объективного начала и оценки как чисто субъективного начала, то основанием уверенности человека в подлинности его картины мира должны быть одновременно и знание, и вера в ее расширительном понимании как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо и что, кроме того, не доказано» [Гайденко 1995: 425]. В рамках науки при таком расширительном понимании категории веры принятыми на веру без логического доказательства окажутся, например, |