Проверяемый текст
Гвоздева, Анна Анатольевна; Языковая картина мира: лингвокультурологические и гендерные особенности : На материале художественных произведений русскоязычных и англоязычных авторов (Диссертация 2003)
[стр. 30]

картины мира верит, что мир таков, каким он изображен в этой картине, другие же понимания мира представляются ему информативноиллюзорной.
Отношение к общей картине мира как к абсолютно достоверной и подлинной
информации не исключает квалификации отдельных ее компонентов как заблуждений, предрассудков и суеверий.
Признание определенных фрагментов миропредставлений как предрассудков означает перевод картины мира или
ее отдельных фрагментов в объективированное состояние; включение рефлексивных механизмов оценки.
«Если картина мира есть сплав результатов познания как чисто объективного начала и оценки как чисто субъективного начала, то основанием уверенности человека в подлинности его картины мира должны быть одновременно и знание, и вера в ее расширительном понимании как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо и что, кроме того, не доказано» [Гайденко 1995: 425].
В рамках науки при таком расширительном понимании категории веры принятыми на веру без логического доказательства окажутся, например,
аксиомы исходные научные положения научной теории, принимаемые в качестве истинных без логического доказательства и лежащие в основе доказательств других положений теории.
В диалектическом освещении картина мира предстает как напряженно-противоречивое целое, находящееся в постоянном становлении,
что может быть охарактеризовано с помощью следующих категориальных связок: 1) деятельность предметность (вещность), или, в / терминах В.
Гумбольдта, энергейя эргон; 2) конечное бесконечное; 3) прерывное непрерывное (дискретность континуальность); 4) единое многое; 5) идеальное вещественное (форма материал); 6) внутреннее внешнее; 7) живое мертвое.

4 Базисным категориальным определением картины мира будет понимание ее как эргона и энергейи.
Данная квалификация картины 30
[стр. 17]

17 подсознательной деятельности, к каким относятся, например, сны.
Узнать, жива ли в человеке определенная картина мира или ее какой-либо фрагмент, можно по ее действию в человеке, определяющему все внешние и внутренние акты человеческого поведения.
Человек пребывает в определенной картине мира, но во всех деталях ее не знает и часто даже не догадывается о ее организующей силе.
Важнейшая особенность картины мира состоит в ее внутренней безусловной достоверности для субъекта этой картины.
Картина мира рассматривается ее носителями не как картина и осознается не как исторически конкретное видение реальности, а как смысловой двойник мира.
Образ мира воспринимается в картине мира как сама реальность.
Субъект картины мира верит, что мир таков, каким он изображен в этой картине.
Другие же понимания мира представляются ему
«оптической» иллюзией.
Отношение к общей картине мира как к абсолютно достоверной и подлинной
не исключает квалификации отдельных ее компонентов как заблуждений, предрассудков и суеверий, идущих от старых мировидений, общий смысл которых уже был утрачен.
Признание определенных фрагментов миропредставлений как предрассудков означает перевод картины мира или
отдельных ее фрагментов в объективированное состояние, включение рефлексивных механизмов оценки.
«Если картина мира есть сплав результатов познания как чистош объективного начала и оценки как чисто субъективного начала, то основанием уверенности человека в подлинности его картины мира должны быть одновременно и знание, и вера в ее расширительном понимании как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо и что, кроме того, не доказано» [Гайденко 1995: 425].
В рамках науки при таком расширительном понимании категории веры принятыми на веру без логического доказательства окажутся, например,


[стр.,18]

18 аксиомы исходные научные положения научной теории, принимаемые в качестве истинных без логического доказательства и лежащие в основе доказательств других положений теории.
Принятыми на веру в науке окажутся также некоторые исходные принципы науки, не получающие при современном уровне науки достаточного обоснования.
В диалектическом освещении картина мира предстает как напряженно-противоречивое целое, находящееся в постоянном становлении.

Она может быть охарактеризована с помощью следующих категориальных связок: 1) деятельность предметность (вещность), или, в терминах В.
Гумбольдта, энергейя эргон; 2) конечное бесконечное; 3) прерывное непрерывное (дискретность континуальность); 4) единое многое; 5) идеальное вещественное (форма материал); 6) внутреннее внешнее; 7) живое мертвое.

Наиважнейшим базисным категориальным определением картины мира будет понимание ее как эргона и энергейи.
Эта квалификация картины мира выражается в проводимом различении картины мира как элемента жизнедеятельности человека и ее объективированного варианта.
Как акт миропонимания картина мира беспрерывно осуществляется в своих субъектах человеке и человечестве.
Она есть вечно созидаемое образование, деятельность человеческого духа, заключающаяся в непрерывном формировании базисного образа мира.
К картине мира можно применить все характеристики энергейи, или, по Гумбольдту, деятельности духа по претворению мира в предметы сознания.
К таким характеристикам относится квалификация ее как живого или мертвого образования.
Мертвые картины мира напоминают мертвые языки: как те, так и другие представляют собой не одухотворяемые и не оживотворяемые человеком образования, которые сохраняются и удерживаются в культуре исторической памятью человечества, а не живыми историческими связями времен.
Живые картины мира являются элементом жизнедеятельности

[Back]