Проверяемый текст
Гвоздева, Анна Анатольевна; Языковая картина мира: лингвокультурологические и гендерные особенности : На материале художественных произведений русскоязычных и англоязычных авторов (Диссертация 2003)
[стр. 34]

\ г * мира и человека; мир бесконечен и загадочен для человека.
Картина мира обладает особой пластичностью, подвижностью, поливариантностью.
«Любая картина, которую создает и воспринимает человек, должна учитывать возможности воспринимающего.
Она не может быть выполнена в «языке», незнакомом человеку.
Картина
должна быть обозримой, она не может быть бесконечной; последняя, была бы лишена целостности и превышала бы «визуальные» возможности человека.
Картина мира ни в коей мере не должна быть и стенограммой знаний о мире.
Плотность изображения в ней не должна превышать человеческие возможности восприятия.
Изображая мир в его целостности, она не может быть
мозаичной и состоять из не связанных друг с другом изображений.
В ней всегда мир предстает как целое» [Богуславский 1997: 59-60].
Хотя картина мира имеет тяготение к панорамному представлению реальности, широте и многомерности, она должна иметь
свой предел сложности, свой допустимый предел детализируемости в1 К индивидуализированном представлении изображаемого в сознании человека, в котором может быть прояснена часть наличествующей у него картины мира.
Предметному характеру человеческой деятельности и мышления соответствует и такой признак картин мира, как наглядность.
Хотя формы наглядности могут значительно изменяться в зависимости от исторической эпохи и сферы, где вырабатывается образ мира, этот признак не является факультативным для картины мира в целом.
Наглядность и «картинность» образов картины мира связана
в большей степени с информацией о мире, которую человек получает через зрительные У ощущения и живое созерцание.
Важно для человека также не только «схватить» форму вещи в мире, но и передать ритмику мира, его звучание.
Таким образом, картина мира есть результат определенного мировидения, которое всегда имеет системный характер, что представлено # в более реконструированном и систематическом виде, чем она существует в реальности.
«Нужно не забывать, что объект в процессе структурного
1* 34
[стр. 22]

22 Картина мира позволяет связать в едином смысловом пространстве два мира видимый мир предметно-практической деятельности и «невидимый мир» бесконечного.
Рассмотрим некоторые формальные свойства картины мира.
Картина мира является регулятивом самого широкого действия, и ее многие структурно-субстанциональные особенности в значительной степени определяются этим обстоятельством.
Между областью применения регулятива и его структурно-субстанциональными свойствами как особого знакового образования устанавливается прямая связь.
Чтобы реалистично изобразить имеющееся глобальное при локализации средств, субъект картины мира, очевидно, должен оставить ее как бы не дорисованной до конца.
При всей своей ориентированности на системность, картина мира есть всегда во всех своих деталях незаконченное изображение, не дорисованный до конца эскиз.
Картина должна иметь лакуны.
Наличие в картине лакун не есть недоработанность картины мира, а следствие особенностей мира и человека.
Мир бесконечен и загадочен для человека,
а человек конечен и ограничен в своих познавательных возможностях.
Так как картина мира не представляет собой законченного образа мира, она обладает особой пластичностью, подвижностью, поливариантностью.
«Любая картина, которую создает и воспринимает человек, должна учитывать возможности воспринимающего.
Она не может быть выполнена в «языке», незнакомом человеку.
Картина
мира должна быть обозримой, она не может быть бесконечной; последняя была бы лишена целостности и превышала бы «визуальные» возможности человека.
Картина мира ни в коей мере не должна быть и стенограммой знаний о мире.
Плотность изображения в ней не должна превышать человеческие возможности восприятия.
Изображая мир в его целостности, она не может быть


[стр.,23]

23 мозаичной и состоять из не связанных друг с другом изображений.
В ней всегда мир предстает как целое» [Богуславский 1997: 59-60].
Хотя картина мира имеет тяготение к панорамному представлению реальности, широте и многомерности, она должна иметь
свои предел сложности, свои допустимый предел детализируемости в индивидуализированном представлении изображаемого в сознании человека, в котором может быть прояснена часть наличествующей у него картины мира.
Предметному характеру человеческой деятельности и мышления соответствует и такой признак картин мира, как наглядность.
Хотя формы наглядности могут значительно изменяться в зависимости от исторической эпохи и сферы, где вырабатывается образ мира, этот признак не является факультативным для картины мира в целом.
Наглядность и «картинность» образов картины мира связана
с тем, что более 90 % информации о мире человек получает через зрительные ощущения и живое созерцание.
Нагруженность органов чувств при создании и прочтении картин мира неодинакова.
Хотя большинство образов в картинах мира визуального характера, но довольно значительно нагружен и слух.
Важно не только «схватить» форму вещи в мире, но и передать ритмику мира, его звучание.
Картина мира есть результат определенного мировидения, которое всегда имеет системный характер.

Картина мира в реконструированном виде предстает в более систематическом виде, чем она существует в реальности.
«Нужно ...
не забывать, что объект в процессе структурного
описания не только упрощается, но и доорганизовывается, становится более организованным, чем это имеет место на самом деле, пишет Ю.М.
Лотман описание неизбежно будет более организованно, чем объект» [Лотман 1998: 20-21].

[Back]