стереотипов культурно-национального мировидения, или указывать на их символьный характер и в этом качестве выступают как языковые экспоненты (носители) культурных знаков» [Телия 1995: 124]. Итак, проблема изучения языковой картины мира тесно связана с проблемой концептуальной картины мира, которая отображает специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром и условия его существования. Языковая картина мира эксплицирует различные картины мира человека и отображает общую картину мира. Выводы Итак, необходимость выдвижения понятия «картина мира» возникает из-за ситуации поливариантности сосуществующих позиций в различных сферах человеческой деятельности. Понятие картины мира находит широкое применение в современной лингвокультурологии и семиотике, занимающиеся проблемами синхронии и диахронии. В лингвистике понятие языковой картины мира появилось в гносеолингвистике, развиваемой на основе антропологии, так как картина мира характеризуется в общей теории человека. Человеческая деятельность одновременно и универсальна, и национально специфична. Эти ее свойства определяют как своеобразие языковой картины мира, так и ее универсальность. Наивная картина мира обыденного сознания, в котором преобладает предметный способ восприятия, имеет интерпретирующий характер. Язык, фиксируя коллективные, стереотипные и эталонные представления, объективирует интерпретирующую деятельность человеческого сознания и делает ее доступной для изучения. Картина мира это целостный образ мира, возникающий в результате всей духовной деятельности человека в процессе его контактов с миром. % Адекватной трактовкой картины мира представляется определение ее как исходного глобального образа мира, лежащего в основе 45 |
32 Понятие картины мира нашло широкое применение в современной лингвокультурологии и семиотике, занимающихся проблемами синхронии и диахронии. В лингвистике понятие языковой картины мира появилось в гносеолингвистике, развиваемой на основе антропологии, так как картина мира может быть адекватно охарактеризована лишь в общей теории человека. Картина мира это целостный образ мира, возникающий в результате всей духовной деятельности человека в ходе его контактов с миром. Наиболее адекватной трактовкой понимания картины мира представляется определение ее как исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека. Картина мира имеет двойственное существование: необъективированное (в сознании человека) и объективированное (в его поведении). Картина мира создается в результате двух различных процедур: экстрагирования практической деятельности человека и разработки новых образов мира. Все основные характеристики картины мира могут быть отнесены либо к ее содержательным, либо к формальным свойствам. При исследовании проблемы отражения картины мира в человеческом языке исходят из следующей триады: окружающая действительность, отражение этой действительности в мозгу человека и выражение результатов этого отражения в языке. Пользуясь языком, люди с помощью предложений раскрывают свои знания о различных предметах и их сущность. Но человек никогда не в состоянии отразить окружающий мир во всем его многообразии. 43 т.е. быстро забрать, с пустыми руками, т.е. ничего не приобрести, не принести и т.д. Интегральный образ реальности в обыденном сознании, прежде всего, включает повторяющиеся представления как повседневной эмпирической практики, так и символической вселенной. Каждый тип культуры вырабатывает свой символический язык и свой «образ мира», в котором получают значения элементы этого языка. О. Шпенглер даже предложил термин «парасимвол» для характеристики культуры в пространственной протяженности. Если египетская душа видит себя идущей по предначертанному пути, то ее парасимвол дорога; парасимвол арабской культуры мир-пещера, идея такого мировосприятия выразилась в изобретении арки и купола (первое купольное сооружение Пантеон в Риме построено архитектором-сирийцем); парасимвол русской культуры бесконечная равнина. Вероятно, поэтому, даже время (век человеческий) у русских представляется пространством: «Жизнь прожить что поле перейти» (Б. Пастернак) [Шпенглер 1993:251-255]. Выбор эталонов или символов в наивной картине мира, как правило, мотивирован Мотивация эта зависит от характеристики всей концептуальной системы и может быть выявлена в некоторых случаях на уровне языковой картины мира. Сами фразеологизмы, рассматриваемые нами, могут, по утверждению В.Н. Телия, «выполнять роль эталонов, стереотипов культурно-национального мировидения, или указывать на их I символьный характер и в этом качестве выступают как языковые экспоненты (носители) культурных знаков» [Телия 1995: 124]. * Итак, проблема изучения языковой картины мира тесно связана с проблемой концептуальной картины мира, которая отображает специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, условия его существования. Языковая картина мира эксплицирует различные картины мира человека и отображает общую картину мира. 44 Человеческая деятельность одновременно и универсальна, и национально-специфична. Эти ее свойства определяют как своеобразие языковой картины мира, так и ее универсальность. Наивная картина мира обыденного сознания, в котором преобладает предметный способ восприятия, имеет интерпретирующий характер. Язык, фиксируя коллективные, стереотипные и эталонные представления, объективирует интерпретирующую деятельность человеческого сознания и делает ее доступной для изучения. Следовательно, каждый конкретный язык представляет собой самобытную систему, которая накладывает свой отпечаток на сознание его носителей и формирует их картину мира. Далее рассмотрим, как это происходит. 2.2. Влияние национальной ментальности на языковое поведение человека. Лингвокультурная личность: ее определение и характеристики Язык это то, что лежит на поверхности бытия человека в культуре, поэтому начиная с XIX в. (Я. Гримм, Р. Раек, В. Гумбольдт, А.А. Потебня) и по сей день проблема взаимосвязи, взаимодействия языка и культуры является одной из центральных в языкознании. Первые попытки решения этой проблемы усматривают в трудах В. Гумбольдта [Гумбольдт 1995], основные положения концепции которого можно свести к следующему: 1) материальная и духовная культура воплощаются в языке; 2) всякая культура национальна, ее национальный характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма; 3) внутренняя форма языка это выражение «народного духа», его культуры; 4) язык есть опосредующее звено между человеком и окружающим его миром. Концепция В. Гумбольдта получила |