Проверяемый текст
Карпенко Михаил Владимирович. Уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу (Диссертация 2002)
[стр. 173]

173 ственную опасность и свидетельствуют о большей опасности лица, уклоняющегося от призыва на военную или альтернативную гражданскую службу.
Поэтому такие лица нуждаются в более суровом наказании, без применения которого не может быть восстановлена социальная справедливость и не может быть достигнуто исправление виновного, равно как более мягкое наказание не способно обеспечить предупреждение специального и общего рецидива.
В самом деле, может ли исполнение штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов или ареста до шести месяцев удержать уклониста, отбывшего ранее такое наказание, от рецидива с целью не быть призванным на альтернативную гражданскую службу (санкция ч.
2 ст.
328 УК РФ)? Для лица с низкими моральными и нравственными качествами, не воспитавшего в себе чувства долга и ответственности за обеспечение военной безопасности страны, такое наказание может стать стимулом к повторению преступления, за которое он отбыл одно из перечисленных выше наказаний.
Объяснить отказ законодателя от дифференциации в статье 328 составов уклонения от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы на простой и квалифицированный составы, как это имело место в ст.
82 УК РСФСР 1962 года, пожалуй, можно только одним неблагоприятной обстановкой, в которой принимался Уголовный кодекс Российской Федерации.
В 1996 году в стране необоснованно очень широко было распространено антиармейское настроение.
Вооруженные Силы Российской Федерации обливались средствами массовой информации грязью.
Якобы в Вооруженных Силах РФ солдат военному делу не обучали, а использовали на строительстве дач для генералов, бытом военнослужащих никто не занимался, на «беспредел» старослужащих и командиров никто законным образом не реагировал, что на военной службе служат лишь те, кто не сумел от нее уклониться и т.п.
Нет необходимости развенчивать сейчас если не откровенную клевету, то глубокое заблуждение значительной части общества в оценке роли и значении военной службы в
[стр. 180]

для освобождения от военной службы.
В нём предусмотрены основания только для освобождения от призыва на военную службу (Закон, ст.23, ч.1).
Остается надеяться, что принятие федерального закона об альтернативной гражданской службе позволит как можно скорее разрешить правовой казус, связанный с его отсутствием.
В феврале 2002 г.
продолжились парламентские слушания законопроектов «Об альтернативной гражданской службе».
Легкого прохождения для них на всех этапах законотворчества не предвидится.
В Государственной Думе предлагалось четыре варианта законопроекта.
Камнем преткновения всех являются два вопроса срок и место прохождения альтернативной гражданской службы.
Необходимо найти «золотую середину», чтобы, с одной стороны, не ущемлялись интересы граждан, чьи убеждения (вероисповедание) действительно не позволяют проходить военную службу, а с другой хитрецы не имели бы возможности воспользоваться очередным законным основанием не служить в армии.
А до тех пор, пока процесс законотворчества не будет завершен, ситуация с реализацией конституционного права граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой, правомерно разрешена не будет.
§5, Проблемы, связанные с применением наказания за уклонение от призыва на военную службу.
Наказание за совершение преступления, указанного в части 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривается в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Вместе с тем практика показывает, что суды при определении вида наказания всегда останавливаются на таком из них, как лишение свободы на опре

[стр.,184]

наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 3 до б месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет».
Отдельно остановимся на офицерах запаса.
Ими становятся граждане, окончившие государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (ВУЗы), где имеется военная (военно-морская) кафедра.
Одной из самостоятельных дисциплин, изучаемых в этих ВУЗах, является военное обучение1.
Военное обучение является необязательной дисциплиной учебного плана ВУЗа.
Студенты, обучающиеся на дневных отделениях, вправе заключить контракт о военном обучении по программе подготовке офицеров запаса Подписавший контракт студент добровольно даёт письменное обязательство после окончания ВУЗа и зачисления в запас ВС РФ с одновременным присвоением офицерского воинского звания, в случае призыва в соответствии с мотивированным Указом Президента РФ пройти военную службу на офицерских должностях сроком 24 месяца1 2.
В ходе военного обучения граждане проходят военные сборы, где приводятся к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации (Закон, статья 40).
Все это говорит о том, что среди офицеров запаса должно быть не очень много желающих уклониться от призыва на военную службу.
На самом деле все не так.
Главным контрольным управлением Президента РФ проверено выполнение Министерством обороны России и органами исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации положений нормативно-правовых актов по вопросам призыва граждан на военную службу.
Итоги относительно призыва офицеров запаса следующие.
Министерством обороны не выполнен Указ Президента РФ от 17 декабря 1996 года №1702 «О призыве в 1997-1999 1 Условия обучения студентов по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при ВУЗах, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 г., № 768.
2 Форма контракта определена приказом Министра обороны РФ и Председателя Государственного комитета РФ по высшему образованию 1994 г., Ks 420/1239.

[Back]