Проверяемый текст
Колесников, Валентин Игоревич; Предпосылки и условия устойчивого развития экономики, региональный аспект (Диссертация 2002)
[стр. 127]

а «минимальная норма сохранения» критического природного капитала.
Именно такая интерпретация устойчивого развития лежит в основе модели Barbier и Markandya
[204.С.661].
В его модели не рассматривается возможность полной замены природного капитала техническим и анализ исходит от необходимости поддержания некоторого минимального положительного уровня природного капитала.
Степень деградации окружающей среды S
= d S /d t задается выражением: 5 = h(C , X ), для Х > Х и S> 0} для (ф.7) где С экономическая деятельность, представленная потреблением; X природная деятельность, представленная активами окружающей среды; J f минимальная стоимость природных активов.
Интерпретация показателя S такова: если S
ФО, X < О, то качество окружающей среды ухудшается.
Если X < X , то налицо экологическая катастрофа и нельзя говорить об устойчивом развитии, так как нарушается абсолютное экологическое ограничение.
К подобным выводам пришел и Krautkraemer
[205.С.157; 206.С.142; 207.С.424], хотя у него анализ изменений нормы актуализации более неопределенный и отсутствует понятие предела воздействия на окружающую среду.
В целом следует отметить, что «эколого-экономический» подход к определению устойчивого развития имеет как определенные достоинства, так и недостатки, Достоинства данной модели несмотря на то, что некоторые важные результаты (такие как наличие множества точек равновесия) являются скорее предполагаемыми, чем доказанными, состоит в том, что в ней делается акцент на проблему совместимости экономической оптимизации и репродуктивной способностью экологической системы, а также подчеркивается различие между эффективностью и устойчивостью.
К существенным недостаткам данного подхода можно отнести: вопервых, значительные трудности, связанные с разделением различных активов природного капитала
(критичсский/нскритический природный капитал) в достаточно агрегированной модели; во-вторых, существует проблема измерения экологических 0 1 раничений в агрегированном выражении.
В исследованиях, предпринятых с участием Baumol
и Oates [208.С.46], была разработана методология управления природными ресурсами и, следовательно, природным капиталом в целом, основанная на анализе «затраты-эффективиость» с учетом поддержания определенного каче127
[стр. 50]

на качество окружающей среды, указывают на необходимость их согласования с социальными и экономическими потребностями.
Последователи данной теории не отказываются полностью ни от гипотезы взаимозаменяемости природною и производственного капиталов;, ни от предположения о положительном влиянии технологического прогресса на природный капитал.
Однако они считают, что для большей части нерыночных активов, составляющих природный капитал, характерна мультифункциональность.
Один и тот же ресурс этой категории может иметь экономические, рекреационные, биологические функции, а также играть важную роль в самовосстановлении окружающей среды.
Б этой связи предполагается возможность группировки различных природных активов в зависимости от такого показателя, как эластичность замены в рамках природного и/или произведенного капитала.
Природный капитал не является однородным, нужно отличать рыночный и нерыночный природный капитал, учитывая степень взаимозаменяемости различных типов капиталов.
С этой точки зрения можно выделить некоторую часть природного капитала ’’критический природный капитал”.
Тогда использование последнего не должно превышать "минимальные нормы его сохранения” (113, с.
10-18), то есть: dtCV*>а, где KN" критический природный капитал; а "минимальная норма сохранения” критического природного капитала.
Именно такая интерпретация устойчивого развития лежит в основе модели Barbier и Markandya
(114, с.659-669).
В его модели не рассматривается возможность полной замены природного капитала техническим и анализ исходит от необходимости поддержания некоторого минимального положительного уровня природного капитала.
Степень деградации окружающей среды S
dS/dt задается выражением: S h (С, X), для X * X u S > 0, д я * Х < & где С экономическая деятельность, представленная потреблением; 50

[стр.,51]

X природная деятельность, представленная активами окружающей ереды; X минимальная стоимость природных активов.
Интерпретация показателя S такова: если S *
О, X < 0, то качество окружающей среды ухудшается.
Если X < X, то налицо экологическая катастрофа и нельзя говорить об устойчивом развитии, так как нарушается абсолютное экологическое ограничение.
К подобным выводам пришел и Krautkraemer
(115, с.153-170; 116, сЛЗЗ149; 117, с.421-437), хотя у пего анализ изменений нормы актуализации более неопределенный и отсутствует понятие предела воздействия на окружающую среду.
В целом следует отметить, что "эколого-экономический" подход к определению устойчивого развития имеет как определенные достоинства, так и недостатки.
Достоинства данной модели несмотря на то, что некоторые важные результаты (такие как наличие множества точек равновесия) являются скорее предполагаемыми, чем доказанными, состоит в том, что в ней делается акцент на проблему совместимости экономической оптимизации и репродуктивной способностью экологической системы, а также подчеркивается различие между эффективностью и устойчивостью.
К существенным недостаткам данного подхода можно отнести: вопервых, значительные трудности, связанные с разделением различных активов природного капитала
(критический/некритичеокий природный капитал) в достаточно агрегированной модели; во-вторых, существует проблема измерения экологических ограничений в агрегированном выражении, В исследованиях, предпринятых с участием Baumol et Oates (118, с.4254) была разработана методология управления природными ресурсами и, следовательно, природным капиталом в целом, основаттая на анализе "затраты-эффективность1 " с учетом поддержания определенного качества окружающей среды.
Для достижения или поддержания заданное качества окру

[Back]