Проверяемый текст
Калюжнова, Надежда Яковлевна; Конкурентоспособность регионов: теория и методология анализа в контексте современного экономического развития (Диссертация 2004)
[стр. 188]

конкурентных преимуществ, что характерно для сильных, «продвинутых» регионов.
Таким образом глобализация сопровождается одновременно усилением роли локальных факторов
в развитии регионов.
Болес выигрывают от глобализации именно те регионы, которые могут отстоять свою автономию, уникальность, реализовать свои внутренние ресурсы, справиться с «прессингом конкуренции и рыночных сил» (OECD, 1996).
Сочетание процессов автономизации и интеграции является характерной чертой глобальных процессов.
Это нашло отражение в «парадоксе Нейсбитта»: «Чем выше уровень глобализации экономики, тем сильнее ее мельчайшие участники».
Дж.Нейсбитт отмечает движение, с одной стороны, к политической независимости и самоуправлению, с другой, к формированию экономических альянсов.
Отмечаемый парадокс глобализации состоит в том, что чем богаче и крепче внутренние связи определенного сообщества, тем выше степень его экономической и социальной консолидации, и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка.
Следует заметить, что отмеченные ранее процессы проявления глобализации способствовали появлению высказываний о том, что расстояние и физическое пространство потеряло свое значение в рыночной конкуренции.
Действительно, возросшие возможности передвижения товаров и капиталов сняли так называемую «защиту расстоянием» от конкуренции даже с самых отдаленных регионов.
По с другой стороны процессы глобализации обострили проблему пространственной международной конкуренции, переведя ее из сферы межгосударственной в сферу межрегиональной конкуренции не только макро-, но и внутренних регионов стран, которые к тому же стремятся проявлять активность и на международном рынке.
Суть изменения конкурентных процессов в условиях глобализации можно выразить так: конкуренция и субъекты конкуренции становятся все более глобальными: от фирм к регионам, от стран к блокам стран; а конкурентные преимущества все более локальными: от стран к регионам, от регионов к городам и другим локалитетам.
Открытая экономика дает возможность фирмам искать преимущества для размещения производств в рамках практически любой страны.
Более трудным барьером является барьер страны, и инвестиции в страну зависят прежде всего от решения политических вопросов.
После попадания в страну 188
[стр. 96]

правилам, что обеспечивается унификацией стандартов бизнеса.
Унификации способствует и развитие сетевого взаимодействия, которое предполагает наличие общих стандартов как минимум в финансовой отчетности, но также важны стыковки в организационных схемах и корпоративных культурах.
Международные деловые стандарты и унификация элементов бизнес-процессов позволяют увеличить скорость операций и улучшить взаимодействие между компаниями.
Соответственно готовность регионов к работе по единым бизнес-стандартам повышает их шанс на использование возможностей глобализации, что ведет в определенной мерс к унификации и других элементов региональных систем.
Однако одновременно повышается значение тех элементов локальной среды, которые придают регионам уникальность, повышают их притягательность для потребителей и обеспечивают конкурентные преимущества, которые невозможно воспроизвести в других местах.
К таким преимуществам мы относим экономико-географическое положение, экологическую и культурную уникальность, знания, социальный капитал региона; имидж, выделяющий регион.
Таким образом, глобализация сопровождается одновременно усилением роли локальных факторов,
которые ведут к необходимости сохранения своеобразия регионов.
Налицо противоречивое воздействие глобализации на регионы.
Суть противоречия можно выразить так: с одной стороны происходит унификация регионов и экономических процессов, с другой возрастает значение локальных особенностей как факторов локальных преимуществ и экономического развития регионов.
Поиск таких преимуществ собственно и является стимулом и мотивом международной глобализации.
Наблюдается парадокс, который можно сформулировать так: в условиях конкуренции субъекты конкуренции становятся все более глобальными (фирмы ТНК — внутренние регионы стран страны блоки стран), а конкурентные преимущества все более локальными.
Смысл, или объяснение парадокса со

[стр.,99]

Итак, в условиях глобализации происходит усложнение системы связей в экономике, соответственно увеличивается количество информации в обществе.
Как это должно сказаться на автономности и самостоятельности регионов этот вопрос мы поставили в начале данного раздела.
Ход предыдущих рассуждений показывает, что роль регионов в поиске своих уникальных преимуществ, невоспроизводимых в других местах, растет с развитием глобализации.
Движущей силой открытия этих внутренних, эндогенных ресурсов развития является усиливающаяся международная конкуренция, На наш взгляд, в условиях глобализации подтверждается высказанное еще в 50-х г.
Ф.
Хайеком положение о конкуренции как процедуре открытия" знаний и информации в условиях, когда конкурирующие субъекты самостоятельно принимают решения.
Таким образом, можно, на наш взгляд, сделать вывод о наличии объективной тенденции децентрализации и повышении степени суверенности регионов в условиях глобализации.
Надо сказать, что тенденция децентрализации замечена Дж.
Нейсбитом, одним из родоначальников теории «информационного общества», еще в 80-х гг., также как и тенденция перехода от иерархических «вертикальных» социально-экономических структур к массовым «горизонтальным» структурам1415.
Им сформулирован так называемый «парадокс Нейсбита»: чем выше уровень глобализации экономики, тем сильнее ее мельчайшие участники.
Парадокс можно объяснить таким образом: чем полнее реализуются внутренние ресурсы общества, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка.
В свою очередь внутренние ресурсы реализуются тем лучше, чем богаче и крепче внутренние связи общества, повышающие его экономическую и социальную консолидацию.
Не случайно одной из наи14 Науек Р.Л.
The Use of Knowledge in Society.
American Economic Review.
1945.
V.
35.
Sept.
4 , P.519-530.
15 HeficoitT Дж.
Мегатренды: десять новых тенденций, трансформирующих нашу жизнь/ Дж.
Нейсбит, М: Изд.
ACT.
Ермак; 2003.
384 с.

[Back]