Проверяемый текст
Калюжнова, Надежда Яковлевна; Конкурентоспособность регионов: теория и методология анализа в контексте современного экономического развития (Диссертация 2004)
[стр. 70]

управлении государственными делами и международной жизни.
Повышение роли региона в условиях глобализации было темой 5-го Международного Конгресса региональной научной ассоциации «Региональная наука в процессе безграничной глобализации мировой экономики подготовка к XXI веку», которая состоялась в мае 1996 г.
в Токио.

«Абстракция нации как одной из главных составляющих экономики становится во все возрастающих размерах несостоятельным допущением в век глобализации», эта мысль звучала во многих докладах.
«Межрегиональное пространственное неравенство может быть выше межстранового неравенства...
В контексте возрастающей интегрированности мира, региональные экономики становятся более и более критичными для национальных экономик и в некоторых случаях преобладают над национальной экономикой с точки зрения технологической или
предпринимательской перспективы.
Безусловно, регионы не являются полностью самостоятельными и независимыми от центра субъектами хозяйствования (впрочем как и функционирование фирм во многом зависит от государства).
Кроме того, далеко не каждое территориальное образование может быть объявлено регионом как экономическим субъектом, особенно в России, где выделение субъектов федерации носило скорее политический, чем экономический характер.
Неоднозначность процесса становления регионов в качестве экономических субъектов связана с серьезной дифференциацией экономического положения регионов.
Выделение в качестве субъектов федерации регионов, которые не обладают экономическим потенциалом, достаточным для самостоятельной хозяйственной деятельности в условиях рынка, на наш взгляд, было неоправданным шагом в государственном строительстве.
Если при централизованной системе управления собственный потенциал регионов не имел принципиального значения, то в рыночных условиях выделение субъектов Федерации без учета их экономических возможностей не позволяет им выполнять конституционные обязанности по отношению к своему населению.
Именно такое положение сложилось сегодня, когда большая часть субъектов Федерации является глубоко дотационными, а другие, более богатые регионы субсидируют бедные регионы, что усиливает сепаратистские настроения и ослабляет государство
[176.С.9].
В то же время число субъектов федерации, которые реально являются
экономическими субъектами, осуществляющими самостоятельное воспроизводство, существенно больше, чем представляется в некоторых изданиях.
Как правило хозяйственная самостоятельность приписывается так
70
[стр. 38]

формально и содержат противоречия.
Происхождение существующего административно-территориального деления в России обусловлено историческими причинами и носило скорее политический, чем экономический характер, поэтому далеко не каждый субъект Федерации (а тем более город или муниципалитет) может реально быть экономическим субъектом.
Имеется серьезная дифференциация экономического положения регионов.
Выделение уже в период перестройки новых субъектов Федерации, которые не обладают экономическим потенциалом, достаточным для самостоятельной хозяйственной деятельности в условиях рынка, на наш взгляд, было неоправданным шагом в государственном строительстве.
Если при централизованной системе управления собственный потенциал регионов не имел принципиального значения, то в рыночных условиях выделение субъектов Федерации без учета их экономических возможностей не позволяет им выполнять конституционные обязанности по отношению к своему населению.
Именно такое положение сложилось сегодня, когда «большая часть субъектов Федерации является глубоко дотационными, а другие, более богатые регионы субсидируют бедные регионы, что усиливает сепаратистские настроения и ослабляет государство»25.

В то же время число субъектов Федерации, которые реально являются
самостоятельно функционирующими экономическими субъектами, существенно больше, чем представляется в некоторых изданиях.
Как правило, хозяйственная самостоятельность приписывается так
называемым регионам-донорам, и, соответственно, зависимость регионам-реципиентам.
Детальный анализ бюджетных потоков, проведенный учеными института «Восток-Запад», дал возможность авторам заключить, что существует значительно большее число субъектов Федерации, которые являются экономически самостоятельными.
Около 30 субъектов Федерации с населением 25 Штульбсрг Б.
Место крупных регионов в системе территориального управления России / Б.
Штульбсрг // Регионализм и централизм в территориальной организации общества и региональном развитии.
М.: ИГ РФН, 2001.
С.9.
38

[стр.,100]

более актуальных направлений регионального развития стала концепция социального капитала, о которой пойдет рель дальше.
Указанные тенденции обусловливают повышение автономизации регионов.
Присутствие высокой самостоятельности регионов в рамках единой национальной экономики в условиях усложнения системы экономических связей соответствует также, на наш взгляд, принципам синергетики, в соответствии с подходами которой эффективность системы не может быть результатом только лишь упорядоченных процессов.
Самостоятельность хозяйственных ячеек в какой-то мере вносит элемент хаоса в систему, а хаос является обязательным элементом или условием эффективности функционирования любой системы.
Итак, наш вывод состоит в том, что глобальные процессы влияют в сторону увеличения автономности и повышают роль регионов в развитии национальных экономик.
Мы находим подтверждение этому и в научной среде.
На 5-м Международном Конгрессе региональной научной ассоциации «Региональная наука в процессе безграничной глобализации мировой экономики подготовка к 21 веку», которая состоялась в мае 1996 г.
в Токио,
было подчеркнуто: «Абстракция нации как одной главной экономики становится во все возрастающих размерах несостоятельным допущением в век глобализации».
И далее «...В контексте возрастающей интегрированности мира, региональные экономики становятся более и более критичными для национальных экономик и в некоторых случаях преобладают над национальной экономикой с точки зрения технологической или предприIiимательской псрспскгивьт»16.
Повышение самодеятельности регионов зафиксировано в Европейской Хартии Территориальной Автономии.
Повышение автономности, активности и роли регионов обусловлено не только новыми возможностями 16 Haynes and Dine.
Globalization and Borderless Economy; Perspectives for a Twenty-first Century Regional Science.
In: Regional Cohesion and Competition in the Age of Globalization.
Ed.
by H.Kohno, P.Nijkamp, J.
Foot.
Edward Elgar Publishing, 2000.
P.
26-45.

[Back]