100 невозможно полноценное решение художественных задач. В ходе констатирующего этапа были предложены задания: исполнить два произведения по собственному выбору из программы, с которой учащиеся поступали в колледж: рассказать о произведении, эпохе его создания, композиторе, особенностях стиля и жанра; дать самый простой теоретический анализ относительной формы произведения и средствах музыкальной выразительности; определить возможности творческой интерпретации в соответствии с предыдущими заданиями. В процессе констатирующего обследования было установлено, что из общего числа участников I курса в начале первого семестра (16 человек) лишь трое показали достаточно хороший уровень владения искомыми качествами в соответствии с разработанными критериями. Средний уровень подтвердили пять человек, остальные восемь показали низкий уровень творческого отношения к исполнению. К ним в основном относились учащиеся, получившие относительно невысокую предшествующею музыкальную подготовку. В ходе проверки было замечено, что данная группа чувствует себя некомфортно без «руководящих» указаний педагога. В ходе обучающего эксперимента были выделены две стадии последовательного перехода одна в другую по принципу усложнения задач, а следовательно учитывающих поэтапное использование приемов умственной деятельности. У разных учащихся эти стадии заняли разный отрезок времени: у кого-то только первый курс, у других I и II курсы, а у некоторых даже частично и III курс, в зависимости от проходимого материала. Задачи первой стадии обучения: активизация музыкально-слуховых представлений, как основы |
97 исполнить два-три произведения по собственному выбору из программы, с которой учащиеся поступали в училище; рассказать о произведении, композиторе, эпохе его создания, особенностях стиля и жанра; дать самый простой теоретический анализ относительно формы произведения и средствах музыкальной выразительности; определить художественный образ произведения в соответствии с предшествующими заданиями. В качестве примера приведем данные констатирующего обследования. Учащаяся А. исполнила: «Колокола» Т.Корганова, «Сцены из детской жизни» Р.Шумана, «Чакона» Л.Куперена. Другая учащаяся М. выбрала программу: «Настроения» М.Таривердиева, «Токкатина» Ж.Плиева, «Ноктюрн» Ф.Шопена. У других учащихся программы включали также произведения различных стилей и жанров. После коллективного прослушивания предлагалось ответить на ряд вопросов о прослушанных произведениях, название которых учащиеся заранее не знали. Анкета-вопросник включала следующие задания: 1. Определить характер музыки в целом. 2. Описать художественный образ произведения. 3. Указать на средства музыкальной выразительности. 4. Определить стиль композитора. 5. Дать собственное предполагаемое название пьесам. Анализ результатов, полученных на основе обработки анкет-вопросников, дал основание условно разделить учащихся на несколько групп по основным особенностям восприятия музыки и художественно-образного мышления. Наши наблюдения показали, что имеется значительная в количественном 99 себя с интеллектуальной стороны. Они не смогли полностью проанализировать содержание музыкальных пьес в аспекте художественно-образных замыслов композитора. Для этого необходимы достаточно высокий уровень музыкальной культуры, эстетический вкус, стремление к познанию. Третья, самая малочисленная группа учащихся, отличалась яркой эмоциональной отзывчивостью и способностью к тонким слуховым дифференцировкам; они с интересом воспринимали ладо-тональный язык и ритмику пьес, замечали особенности музыкальной формы. У них сравнительно быстро складывалось представление о темповых особенностях произведения и его характерном интонационном движении, об особенностях артикуляции мелодии и кульминационных «узлых». Таким образом, в процессе констатирующего обследования было установлено, что из общего числа участников /учащиеся 1 курса в начале первого семестра/ 18 человек лишь трое учащихся показали достаточно хороший уровень творческого художественно-образного мышления в соответствии с разработанными критериями. Средний уровень подтвердили пять человек. Остальные десять показали низкий уровень развитости творческого мышления. К ним относились в основном учащиеся, получившие относительно невысокую предшествующую музыкальную подготовку. В ходе проверки было замечено, что данная группа чувствует себя не комфортно без "руководящих" указаний педагога. В ходе обучающего эксперимента были выделены две стадии, последовательно переходящие одна в другую по принципу усложнения задач, а следовательно учитывающих поэтапное использование приемов умственной деятельности. У разных студентов эти стадии заняли разный отрезок времени: у кого-то только первый курс, у кого-то 1 и II курсы, а у некоторых даже частично и Ш курс, в зависимости от проходимого репертуара. Задачи первой стадии обучения: активизация музыкально-слуховых представлений, как основы |