102 выразительности. Как известно, в практике музыкального исполнительства (на любом уровне его реализации) все действия включают сложный комплекс слуховых, интеллектуальных, двигательных и зрительных компонентов. Все эти составляющие постоянно взаимодействуют друг с другом, обеспечивая наиболее плодотворное решение задачи передачи художественно-образного содержания музыкального произведения. Опираясь на концепцию Ю.Н.Кулюткина об использовании эвристических методов и мыслительной деятельности было выделено три вида действий в процессе работы над музыкальным произведением. Этот путь, по нашему мнению, является наиболее продуктивным при решении проблемы формирования творческой активности и познавательной самостоятельности. 1. Первоначальное ознакомление с произведением и его восприятие должно сопровождаться представлением необходимых в каждом конкретном случае исполнительских действий. Это пока еще ориентировочные действия, которые являются как бы гипотезой о художественно-образном результате, предпосылкой дальнейшего творческого поиска и совершенствования исполнительских действий. На основе обобщенных знаний о закономерностях исполнения (стиль, жанр, форма и пр.) и слухового анализа, а также собственных двигательных ощущений постепенно складывается первоначальный этап работы. 2, Постепенно, путем творческого показа, многократных повторений, на основе предвосхищающих музыкально-слуховых представлений формируются собственно исполнительские действия. Это те действия, которые наиболее точно воплощают художественный замысел произведения. Так рождается индивидуальная |
101 интеллектуальных, двигательных и зрительных компонентов. Все эти составляющие постоянно взаимодействуют друг с другом, обеспечивая наиболее плодотворное решение задачи передачи художественно-образного содержания музыкального произведения. Опираясь на концепцию Ю.Н.Кулюткина об использовании эвристических методов в мыслительной деятельности, мы выделяем три вида действий в процессе работы над музыкальным произведением. Этот путь, по нашему мнению, является наиболее продуктивным при решении проблемы активизации творческого художественно-образного мышления. 1. Первоначальное ознакомление с произведением и его восприятие должно сопровождаться представлением необходимых в каждом конкретном случае исполнительских действий. Это пока еще ориентировочные действия, которые являются как бы гипотезой о художественно-образном результате, предпосылкой дальнейшего творческого поиска и совершенствования исполнительских действий. На основе обобщенных знаний о закономерностях исполнения /стиль, жанр, форма и пр./ и слухового анализа, а также собственных двигательных ощущений постепенно складывается первоначальный план работы. 2. Постепенно, путем творческого поиска, многократных повторений, на основе предвосхищающих музыкально-слуховых представлений, формируются собственно исполнительские действия. Это те действия, которые наиболее точно воплощают художественный замысел произведения. Так рождается индивидуальная интерпретация художественного образа музыкального произведения. У каждого исполнителя этот путь свой и обусловлен он, присущими ему способностями, индивидуальными возможностями и особенностями. Вместе с тем, в основе своей воплощение художественного замысла всегда опирается на познание общих закономерностей /обобщенных знаний/, присущих определенной авторской концепции /понимание стиля, формы, интонационно-мелодической сущности, ритмической организации, |