104 4. Развитие умений художественно-образной и исполнительской трактовки музыкальных произведений. 5. Выработка способности критической оценки музыкальных явлений. 6. Формирование умений и потребности самостоятельного творческого решения художественно-исполнительских задач. Исходя из этой последовательности при работе с учащимися необходимо было прежде всего развивать их логико-понятийное мышление, которое в дальнейшем могло бы создать основу для проявления творческой активности. Для этого широко использовались как первоначальные стадии мышления образные сравнения, художественные ассоциации, так и обобщения, позволяющие на конкретных примерах раскрывать закономерности художественных явлений, В нашей работе обобщения касались прежде всего стилистических особенностей музыкальных произведений, художественно образной сущности, а также принципов интерпретации и методики работы над различными трудностями. Такие обобщения давали возможность связывать фундаментальные проблемы исполнительства с конкретными вопросами музыкальной педагогики. В центре внимания методики было поставлено и использование в формировании творческой активности координирующей функции обобщенных знаний по всем дисциплинам музыкального цикла. В то же время обучение шло по принципу направленности к самостоятельному решению исполнительских задач путем проблемных вопросов и заданий, побуждающих учащихся к включению в эту деятельность творческих потенциальных способностей. В ходе опытно-экспериментальной работы большое значение приобретало проведение коллективно-групповых занятий (2-4 человека) с последующим обсуждением. |
109 В опытной работы в процессе занятий с учащимися были выявлены и апробированы последовательность педагогических задач, способствующих активному проявлению творческого художественно-образного мышления. 1. Формирование знаний об основных понятиях музыкального искусства и исполнительской деятельности. 2. Систематизация частных знаний на основе обобщенных понятий. 3. Развитие слуховой и эмоциональной чувствительности. 4. Развитие умений художественно-образной и исполнительской трактовки музыкальных произведений. 5. Выработка способности критической оценки музыкальных явлений . 6. Формирование умений и потребности самостоятельного творческого решения художественно-исполнительских задач. Исходя из этой последовательности при работе с учащимися прежде всего необходимо было развивать их логико-понятийное мышление, которое в дальнейшем могло бы создать основу для проявления творческого мышления. Для этого широко использовались как первоначальные стадии мышления образные сравнения, художественные ассоциации, так и обобщения, позволяющие на конкретных примерах раскрывать закономерности художественных явлений. В нашей работе обобщения касались прежде всего стилистических особенностей музыкальных произведений, художественно-образной сущности, а также принципов интерпретации и методики работы над различными трудностями. Такие обобщения давали возможность связывать фундаментальные проблемы исполнительства с конкретными вопросами музыкальной педагогики. В центр внимания методики было поставлено к использование в формировании творческого мышления координирующий функций обобщенных знаний по всем дисциплинам музыкального цикла. В то же время обучение шло по принципу активизации потребности к самостоятельному решению по исполнительских задач путем проблемных вопросов и заданий, побуждающих учащихся к включению в эту деятельность творческих потенциальных способностей. В ходе опытно-экспериментальной работы большое значение приобретало проведение коллективно-групповых занятий / 2-4 человека/ с последующим обсуждением. Что это давало? Прежде всего прослушивание и обсуждение нескольких произведений было призвано отразить координирующую и организующую функции мышления в музыкальном познании по дисциплинам музыкальноисполнительского цикла. Предполагалось, что полученный фонд музыкальнотеоретических обобщающих знаний будет постоянно и эффективно пополняться, а это позволит учащимся творчески ориентироваться в проблемах музыкального искусства. Необходимость решения задачи, связанной с накоплением музыкального опыта, возникла потому, что часто многие учащиеся остаются в стороне от музыкальной культуры, не зная музыки многих эпох, стилей и направлений. В то же время для всестороннего музыкально-творческого развития необходимо знакомство и понимание возможно большего количества произведений, разнообразных по жанрам и стилистическим направлениям. Путем использования межпредметных связей в ходе групповых занятий и коллективных обсуждений можно создавать оптимальные условия для развития ассоциативного и творческого мышления. Приведем пример использования произведений из цикла "Времена года П.И.Чайковского. Это наиболее доступные произведения для пробуждения образных ассоциаций. Конкретный образ природы сочетается с поэтическим эпиграфом, что позволяет достаточно легко и быстро, привлекая воспоминания учащихся / Новый Год, поездка в лес, деревню, наблюдения за народными гуляньями или охотой, участие в них и т. п./, пробудить и активизировать их художественно-образное мышление. То же самое можно сказать и об |