Ответные, подчиненные, украшающие аккорды на метрических слабых долях. Надо постараться, чтобы тембральные краски были разнообразны". Учащийся: "Динамика играет здесь также большую роль. Чтобы ощущалось движение, надо начать тихо, даже «зловеще». Тогда нарастание получится с «чудовищной» силой". Педагог: "С помощью каких примеров, кроме динамических нюансов, нарастает лавина звуков?" Учащийся: "В басах вырисовываются краткие, многозначительные мелодические ходы как бы смелые «рывки» вперед, постепенно и неуклонно набирающие силу". Педагог: "В результате чего достигается кульминация?" Учащийся В средней части маршевого раздела аккорды становятся объемнее, красочнее за счет регистров низких и высоких. Педагог: "Это правильно, аккорды как бы «захлебываются» от восторга и возбуждения. При исполнении аккордов используй крупные мышцы спины. Аккорды надо «расслоить», не давить, не зажимать, чтобы не было плоского звука". Когда шествие удаляется, характерная четкая пульсация должна оставаться, не размягчаться. «Биение пульса» должно терять только свою напряженность, но не характерность. Лирический же раздел достаточно контрастен по отношению к другим. В ходе занятий группы, в начале изучения произведения, не акцентируя внимание на подробностях, дается лишь общее представление о характере, настроении. Учащиеся являются только активными слушателями, в то же время выступают как бы в роли соавтора педагога, поскольку должны найти слова, которые наиболее точно отражали бы задуманный образ основной план исполнения. Изучая произведение более подробно, необходимо было вносить новые |
Ill использовании произведении поэзии /Пушкин, Фет, Тютчев их стихи, связанные с природой, настроением, которое она создает/, а также произведений живописи. В ходе занятий группой, в начале изучения произведения, не акцентируя внимание на подробностях, дается лишь общее представление о характере, настроении и, учащиеся являются только активными слушателями, в то же время как бы выступают в роли соавтора педагога, поскольку должны найти слова, которые наиболее точно отражали бы задуманный образ план исполнения. Изучая произведения более подробно, необходимо было вносить новые детали в уже созданный образ, стараясь не разрушать его целостность. Доступными для учащихся 1 2 курсов можно считать произведения Э.Грига, где зачастую уже сами названия определяют программу, а следовательно и образ, и настроение. Для старших курсов в качестве таких произведений можно рекомендовать фортепианные произведения Ф. Листа с литературными образами и картинами природы. Они раскрывают для учащихся содержание произведений яркими эмоциональными красками: "Сонеты Петрарки", "Годы странствий", "Венгерские рапсодии" и др. Художественно-образные ассоциации в произведениях Р.Шумана, Ф. Шопена гораздо сложнее по своей содержательно-художественной структуре, они требуют большей подготовленности. Здесь необходимо объяснить учащимся образный круг композитора, присутствие Эвсебия и Флорестана /Пьеро и Арлекино/, тогда понятными становятся и другие художественные особенности этих романтиков. Очень полезно обратиться к "Карнавалу" идея борьбы передовых художников с рутиной и мещанством излюбленная для Шумана тема. Параллельно необходимо познакомить учащихся с произведениями Гофмана, Шекспира. Естественно, быстрая смена настроений в названных произведениях |