107 детали в уже созданный образ, стараясь не разрушать его целостность. Доступными для учащихся I курса можно считать произведения Э.Грига, где зачастую уже сами названия определяют программу, а следовательно, и образ, и настроение. Для старших курсов в качестве таких произведений можно рекомендовать фортепианные произведения Ф.Листа с литературными образами и картинами природы. Они раскрывают для учащихся содержание произведений яркими эмоциональными красками: «Сонеты Петрарки», «Годы странствий», «Венгерские рапсодии» и др. Приведем пример работы (фрагмент) над сонатой Бетховена № 21, «Аврора». Педагог: "Это соната картина пробуждающей природы. Всю ее пронизывает настроение радости, света, что создает удивительную гармонию и стройность формы этого сочинения". Учащийся: "В сонате органично сочетается элемент токкатности, моторности с элементами поэтичности и лиричности1 '. Педагог: "Правильно. Это всегда нужно помнить и не подчеркивать излишне моторику, чтобы она не была «молотобоиной». Пульс начала сонаты вводит нас в атмосферу живости, радости. В каких произведениях еще Бетховен проводит идею «пульсации», напряженности?". Учащийся: "Это, например, рондо «Ярость по поводу утерянного гроша, или начало 9-ой сонаты E-dur. При различном характере тем их объединяет непрерывная, живая ритмическая пульсация". Педагог: "Бетховен был великолепным пианистом, но одновременно и великим симфонистом. Как его оркестровое мышление композитора сказывается в фактуре этого произведения?" Учащийся: "В главной партии звучание фаготов в басовых пульсирующих восьмых и ответ флейты в верхнем регистре. Ассоциация со |
Ill использовании произведении поэзии /Пушкин, Фет, Тютчев их стихи, связанные с природой, настроением, которое она создает/, а также произведений живописи. В ходе занятий группой, в начале изучения произведения, не акцентируя внимание на подробностях, дается лишь общее представление о характере, настроении и, учащиеся являются только активными слушателями, в то же время как бы выступают в роли соавтора педагога, поскольку должны найти слова, которые наиболее точно отражали бы задуманный образ план исполнения. Изучая произведения более подробно, необходимо было вносить новые детали в уже созданный образ, стараясь не разрушать его целостность. Доступными для учащихся 1 2 курсов можно считать произведения Э.Грига, где зачастую уже сами названия определяют программу, а следовательно и образ, и настроение. Для старших курсов в качестве таких произведений можно рекомендовать фортепианные произведения Ф. Листа с литературными образами и картинами природы. Они раскрывают для учащихся содержание произведений яркими эмоциональными красками: "Сонеты Петрарки", "Годы странствий", "Венгерские рапсодии" и др. Художественно-образные ассоциации в произведениях Р.Шумана, Ф. Шопена гораздо сложнее по своей содержательно-художественной структуре, они требуют большей подготовленности. Здесь необходимо объяснить учащимся образный круг композитора, присутствие Эвсебия и Флорестана /Пьеро и Арлекино/, тогда понятными становятся и другие художественные особенности этих романтиков. Очень полезно обратиться к "Карнавалу" идея борьбы передовых художников с рутиной и мещанством излюбленная для Шумана тема. Параллельно необходимо познакомить учащихся с произведениями Гофмана, Шекспира. Естественно, быстрая смена настроений в названных произведениях |