Проверяемый текст
Казунина, Ирина Вадимовна; Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано (Диссертация 1998)
[стр. 112]

112 сделать анализ многоголосия, показать сходство и отличие с ранее пройденными произведениями.
2.
Общая проблема выявить трудности при исполнении данного произведения, сопоставить с теми, какие встречались прежде, определить их характерные особенности.
Частные проблемы: определить пути преодоления трудностей художественного и чисто технического порядка (назвать варианты работы над ними); показать закономерности и особенности работы над различными голосами произведения (мелодия, аккомпанемент, бас и пр.); мысленно представить и проинтонировать наиболее трудные фрагменты произведения, проявив способность «внутреннего слышания»; 3.
Общая проблема уметь критически
оценивать свое исполнение, объяснить, что удалось, а что нет и почему.
Частные проблемы: показать возможность исполнения произведения с разных мест, интерпретируя намеченные фрагменты с позиций представления разных художественных образов; уметь исполнять в чрезмерно замедленном темпе, максимально включая слуховой самоконтроль.
Все задания, включенные в процесс опытного обучения, позволяли
проверять действенность теоретических заданий и практических умений учащихся, а успешность их выполнения служила показателем повышения уровня сформированности творческой активности и познавательной самостоятельности.
Педагог при этом выполнял управляющую роль: от него зависела постановка как общих, так и частных познавательных задач,
побуждающих и
[стр. 113]

114 1.
Общая проблема в ходе анализа музыкального произведения показать особенности музыкально-динамического и исполнительского развития, объяснить как это связано с художественным образом произведения.
Частные проблемы; выявить различные способы изложения материала мелодического, гармонического, фактурного и доказать, что только такими средствами композитор мог реализовать художественную задачу, сделать анализ многоголосия, показать сходство и отличие с ранее пройденными произведениями.
2.
Общая проблема выявить трудности при исполнении данного произведения, сопоставить с теми, какие встречались прежде, определить их характерные особенности.
Частные проблемы: определить пути преодоления трудностей художественного и чисто технического порядка /назвать варианты работы над ними/; показать закономерности и особенности работы над различными голосами произведения /мелодия, аккомпанемент, бас и пр./; мысленно представить и проинтонировать наиболее трудные Фрагменты произведения, проявив способность "внутреннего слышания".
3.
Общая проблема уметь критически
оценить свое исполнение, объяснить, что удалось, а что нет и почему.
Частные проблемы: показать возможность исполнения произведения с разных мест, интерпретируя намеченные фрагменты с позиций представления разных художественных образов; уметь исполнять в чрезмерно замедленном темпе, максимально включая слуховой самоконтроль.
Все задания, включенные в процесс опытного обучения позволяли


[стр.,114]

115 проверить действенность теоретических знаний и практических умений учащихся, а успешность их выполнения служила показателем повышения уровня сформированности творческого художественно-образного мышления.
Педагог при этом выполнял управляющую роль: от него зависела постановка как общих так и частных познавательных задач,
побуждающая и направляющая обучающихся к последовательному освоению музыкальных произведений путем самостоятельной формулировки проблемных вопросов и нахождения путей их решения.
Большое значение в этом процессе приобретал музыкально-теоретический и исполнительский анализ, в результате которого обнаруживались различного вида трудности и определялись пути их преодоления.
Таким образом, цель постановки проблемных вопросов и практических проблемных заданий состояла в овладении обучающимися обобщенными принципами работы над произведением.
Последовательное решение системы задач происходило при максимальном включении инициативы и творческой самостоятельности, без которых мыслительная деятельность проявляется весьма слабо.
Учащиеся активно осмысливали ситуацию задачи, находили частные проблемы и пути выполнения конкретных практических заданий, требующих новых теоретических знаний и практических действий.
Приводим пример постановки проблемных вопросов, задач и практических проблемных заданий педагогом, а также формулировки познавательных задач учащимся при работе над «Токкатой и фугой» ( до Мажор) С.Ляпунова.
Эпизод работы учащейся Д.
над «Токкатой».
Исполнение на уроке тяжеловесное, стучащее, интонационно неопределенное, контрасты сглажены, отсутствует понимание логики развертывания музыкального содержания и общей структуры пьесы.
Эмоциональное восприятие пьесы и эмоциональная окраска исполнения

[Back]