Проверяемый текст
Казунина, Ирина Вадимовна; Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано (Диссертация 1998)
[стр. 113]

I направляющих обучающихся к познавательному освоению музыкальных произведений путем самостоятельной формулировки проблемных вопросов и нахождения путей их решения.
Большое значение в этом процессе приобретал музыкально-теоретический и исполнительский анализ, в результате которого обнаруживались различного вида трудности и определялись пути
преодоления.
Таким образом, цель постановки проблемных вопросов и практических проблемных заданий состояла в овладении обучающимися обобщенными принципами работы над произведением.
Последовательное решение системы задач происходило при максимальном включении инициативы и творческой самостоятельности, без которых мыслительная деятельность проявляется весьма слабо.
Учащиеся активно осмысливали ситуацию задачи, находили частные проблемы и пути выполнения конкретных практических заданий, требующих новых теоретических знаний и практических действий.

Опытное обучение показало, что развитие
творческой активности и познавательной самостоятельности требует четкой организации учебной деятельности, где на первый план выступает способность представлять внутренним слухом художественную задачу, знать пути и способы ее реализации и намечать план собственных исполнительских действий.
Данная методика предусматривала дифференцированный подход к освоению особенностей способа изложения музыкального материала, а соответственно и особенностей исполнения произведений различного стиля и степени трудности.
При этом важно было сочетать мысленный слуховой и теоретический анализ с поиском средств реализации художественного
замысла.
Определяющую роль здесь играло творческое художественнообразное мышление,
познавательная самостоятельность которые активизировались как с помощью проблемных вопросов и заданий, так и привлечением межпредметных знаний (по дисциплинам историко113
[стр. 114]

115 проверить действенность теоретических знаний и практических умений учащихся, а успешность их выполнения служила показателем повышения уровня сформированности творческого художественно-образного мышления.
Педагог при этом выполнял управляющую роль: от него зависела постановка как общих так и частных познавательных задач, побуждающая и направляющая обучающихся к последовательному освоению музыкальных произведений путем самостоятельной формулировки проблемных вопросов и нахождения путей их решения.
Большое значение в этом процессе приобретал музыкально-теоретический и исполнительский анализ, в результате которого обнаруживались различного вида трудности и определялись пути
их преодоления.
Таким образом, цель постановки проблемных вопросов и практических проблемных заданий состояла в овладении обучающимися обобщенными принципами работы над произведением.
Последовательное решение системы задач происходило при максимальном включении инициативы и творческой самостоятельности, без которых мыслительная деятельность проявляется весьма слабо.
Учащиеся активно осмысливали ситуацию задачи, находили частные проблемы и пути выполнения конкретных практических заданий, требующих новых теоретических знаний и практических действий.

Приводим пример постановки проблемных вопросов, задач и практических проблемных заданий педагогом, а также формулировки познавательных задач учащимся при работе над «Токкатой и фугой» ( до Мажор) С.Ляпунова.
Эпизод работы учащейся Д.
над «Токкатой».
Исполнение на уроке тяжеловесное, стучащее, интонационно неопределенное, контрасты сглажены, отсутствует понимание логики развертывания музыкального содержания и общей структуры пьесы.
Эмоциональное восприятие пьесы и эмоциональная окраска исполнения

[стр.,118]

119 действия, используя при этом метод побуждения.
Следует подчеркнуть важность и необходимость контроля педагога за деятельностью обучающихся, контроля не только с целью проверки и оценивания, а для того, чтобы обеспечить обучающемуся получение информации о степени правильности выпоняемых им музыкально-познавательных действий.
Основной отличительной чертой действий учащейся является то, что в процессе обучения она значительно видоизменяла поставленные педагогом задачи и задания, переформулировала их или формулировала самостоятельно.
Так, общая задача в плане самостоятельной работы преобразилась в цепочку составляющих: Что лежит в основе развития музыкального образа пьесы? Как тональный план влияет на развитие образа? Какова роль гармонии? • Какую роль играет динамика в формообразовании при исполнении? Чем обусловлены артикуляционные особенности тем? Определить жанровые особенности тем.
Каким образом соподчинены внешняя (нюансы) и внутренняя (мелодическое развитие) динамика? Деятельность Д.
была связана с выдвижением предположений, их обоснованием и практической проверкой (развертывание гипотетических проблем) и характеризовалась значительной детализацией явлений в изучаемом произведении.
Это говорит о целесообразности использования приемов проблемного обучения на стадии углубленной работы над произведением.
Опытное обучение показало, что развитие
творческого художественно образного мышления требует четкой организации учебной деятельности, где на первый план выступает способность представлять внутренним слухом художественную задачу, знать пути и способы ее реализации и намечать план собственных исполнительских действий.


[стр.,119]

120 Данная методика предусматривала дифференцированный подход к освоению особенностей способа изложения музыкального материала, а соответственно и особенностей исполнения произведений различного стиля и степени трудности.
При этом важно было сочетать мысленный слуховой и теоретический анализ с поиском средств реализации художественного
замшела.
Определяющую роль здесь играло творческое художественно-образное мышление,
которое активизировалось как с помощью проблемных вопросов и заданий /см.
Нб стр./, так и привлечением межпредметных знаний / по дисциплинам историке-теоретического цикла/.
В качестве примера выделим некоторые направления.
1.
Анализ способов развития музыкального материала; интонационное развитие мелодии, выявление Фразировки, интонационных точек и цезур между фразами, определение кульминаций частей и всего произведения в целом; ритмическое развитие, значение длинных нот, пауз, фермато, агогических отклонений и пр.; динамическое развитие, значение контрастной и нарастающей, террасообразной и декламационной динамики.
2.
Особенности формообразования /строения и развития различных форм фортепианного изложения/: мелодия и ее изменения фактурные, тональные, динамические, их значение в формообразовании; специфика гомофонического и полифонического формообразования / значение, аккомпанемента, баса, противосложения и интермедий, связующих и разделительных партий голосов и пр./.
3.
Художественно-образные и технические исполнительские задачи: представление в исполнительских действиях нужного звучания, тембровой и динамической выразительности в произведениях определенного

[Back]