115 организацию музыкально-познавательной деятельности обучающихся. Было замечено, что активизация творческих качеств личности возможна при учете следующих условий: уровня как общих, так и специальных способностей; соответствия темпов развития характеру овладения знаниями и действиями; правильном сочетании обучения с практическим освоением и проверкой приобретенных знаний и умений; использования индивидуальных и коллективно-групповых форм работы. Было установлено, что дидактическими основами индивидуального обучения игру на музыкальном инструменте являются: учет типологических особенностей и познавательных интересов обучающихся, определение комплекса специальных способностей, дифференцирование заданий, нахождение оптимального темпа продвижения. В нашей работе при использовании проблемных вопросов и заданий, а также при опоре на междисциплинарные теоретические знания и исполнительский опыт учащихся появилась возможность ярко проявлять такие индивидуальные качества, как внимание, воображение, темперамент, целеустремленность. Особо следует отметить активное развитие специальных способностей, таких как ощущение музыкальной интонации и динамику ее развития, ощущение взаимосвязи музыкально-слуховых и двигательных представлений, чувство ритма и слухового самоконтроля, музыкальной памяти, развитие выразительной моторики и др. Как показали наблюдения, полноценное проявление творческой активности и познавательной самостоятельности возможны при целенаправленном использовании накопленного опыта обобщенных теоретических знаний и практических исполнительских умений. При решении творческих заданий ярко проявлялись умения, характеризующие активное проявление художественно-образного мышления: умение учащихся |
12] стиля и жанра; сочетание интеллектуальных и эмоциональных факторов при реализации художественного замысла; единство слухового предслышания, восприятия и воспроизведения, налаживание слухо-двигательных связей, избирательность слуха и внимания, способных охватывать как все произведение в целом, так и отдельные голоса, детали; подчинение всех движений представляемому художественному образу, корректировка движений. Разработанная методика обучения позволила обеспечить эффективную организацию музыкально-познавательной деятельности обучающихся. Было замечено, что активизация художественно-образного мышления возможна при учете следующих условий: уровня как общих, так и специальных способностей; соответствия темпов развития характеру овладения знаниями и действиями; правильного сочетания обучения с практическим освоением и проверкой приобретаемых знаний и умений; использования индивидуальных и коллективно-групповых форм работы. Было установлено, что дидактическими основами индивидуального обучения игре на музыкальном инструменте являются: учет типологических особенностей и познавательных интересов общающихся, определение комплекса специальных способностей, дифференцирование заданий, нахождение оптимального темпа продвижения. В нашей работе при использовании проблемных вопросов и заданий, а также при опоре на междисциплинарные теоретические знания и исполнительский опыт учащихся ярко проявлять такие индивидуальные качества, как внимание, воображение, темперамент, целеустремленность. Особо следует отметить активное развитие специальных способностей, таких как ощущение музыкальной интонации и динамику ее развития, ощущение взаимосвязи музыкально-слуховых и двигательных представлений, 122 чувства ритма и слухового самоконтроля, музыкальной памяти, развитие выразительной моторики и др. Как показали наблюдения, полноценное проявление творческого художественно-образного мышления возможно при целенаправленном использовании накопленного опыта /обобщенных теоретических знаний и практических исполнительских умений/. При решении творческих заданий ярко проявлялись умения, характеризующие проявление художественно-образного мышления; умение учащегося четко формулировать исполнительскую задачу на каждом этапе работы над произведением, планировать и проводить целесообразную работу по ее реализации, анализировать и оценивать собственные музыкально-слуховые и двигательные действия / а также действия своих товарищей на групповых занятиях/, намечать пути устранения недостатков. Данные об эффективности разработанных методических приемов были получены путем сравнения результатов выполнения специальных заданий учащимися констатирующего и опытно-экспериментального обучения. Задания предполагали выявление способности к проявлению творческого мышления при решении учебно-познавательных задач, а также изучению и исполнению отдельных фрагментов произведений, умений раскрывать их художественнообразное содержание, используя все вышеназванные методы и приемы, связанные с проблемно-поисковыми ситуациями, а также эмоциональнологические характеристики на основе использования межпредметных связей. Для объективного оценивания действий учащихся в соответствии с выделенными уровнями творческого художественно-образного мышления /см. 96 стр./ был разработан оценочный лист в составлении которого мы руководствовались основными положениями общей /Н.В.Кузьмина, Г.И.Щукина и др./ и музыкальной педагогики /Л.А.Баренбойм, Г.Г.Нейгауз, С.И.Савшинский и др./. Эти положения заключаются в следующем. В педагогике оценка |