116 четко формулировать исполнительскую задачу на каждом этапе работы над произведением, планировать и проводить целесообразную работу по ее реализации, анализировать и оценивать собственные музыкально-слуховые и двигательные действия (а также действия своих товарищей на групповых занятиях), намечать пути устранения недостатков. Данные об эффективности разработанных методических приемов были получены путем сравнения результатов выполнения специальных заданий учащимися констатирующего и опытно-экспериментального обучения. Задания предполагали выявление способности к проявлению творческой активности и познавательной самостоятельности при решении учебнопознавательных задач, а также к изучению и исполнению отдельных фрагментов произведений, умению раскрывать их художественно-образное содержание, используя все вышеназванные методы и приемы, связанные с проблемно-поисковыми ситуациями, а также эмоционально-логические характеристики на основе использования межпредметных связей. Для объективного оценивания действий учащихся в соответствии с выделенными уровнями проявления творческой активности и познавательной самостоятельности (см. стр.), был разработан оценочный лист в составлении которого мы руководствовались основными положениями общей (Н.В.Кузьмина, Г.И.Щукина и др.) и музыкальной педагогики (Л.А.Баренбойм, Г.Г.Нейгауз, С.И.Савшинский и др.). Эти положения заключаются в следующем. В педагогике оценка рассматривается как показатель правильности и точности выполнения задания; показатель активности и творческой самостоятельности обучающегося в работе. Оценка включает в себя различные компоненты деятельности обучающихся: наличие определенной системы знаний, умений и навыков; |
122 чувства ритма и слухового самоконтроля, музыкальной памяти, развитие выразительной моторики и др. Как показали наблюдения, полноценное проявление творческого художественно-образного мышления возможно при целенаправленном использовании накопленного опыта /обобщенных теоретических знаний и практических исполнительских умений/. При решении творческих заданий ярко проявлялись умения, характеризующие проявление художественно-образного мышления; умение учащегося четко формулировать исполнительскую задачу на каждом этапе работы над произведением, планировать и проводить целесообразную работу по ее реализации, анализировать и оценивать собственные музыкально-слуховые и двигательные действия / а также действия своих товарищей на групповых занятиях/, намечать пути устранения недостатков. Данные об эффективности разработанных методических приемов были получены путем сравнения результатов выполнения специальных заданий учащимися констатирующего и опытно-экспериментального обучения. Задания предполагали выявление способности к проявлению творческого мышления при решении учебно-познавательных задач, а также изучению и исполнению отдельных фрагментов произведений, умений раскрывать их художественнообразное содержание, используя все вышеназванные методы и приемы, связанные с проблемно-поисковыми ситуациями, а также эмоциональнологические характеристики на основе использования межпредметных связей. Для объективного оценивания действий учащихся в соответствии с выделенными уровнями творческого художественно-образного мышления /см. 96 стр./ был разработан оценочный лист в составлении которого мы руководствовались основными положениями общей /Н.В.Кузьмина, Г.И.Щукина и др./ и музыкальной педагогики /Л.А.Баренбойм, Г.Г.Нейгауз, С.И.Савшинский и др./. Эти положения заключаются в следующем. В педагогике оценка 123 рассматривается как: показатель правильности и точности выполняемого задания; показатель активности и творческой самостоятельности обучающегося в работе. Оценка включает в себя различные компоненты деятельности обучающихся: наличие определенной системы знаний, умений и навыков; сознательное их усвоение и применение в учебной и практической деятельности; степень самостоятельности и творческого отношения к работе. Специфика музыкально-исполнительской деятельности связана также с проявлением субъективности восприятия и представления художественного образа. Поэтому в данном случае к важнейшим показателям оценки следует отнести определенный уровень художественного развития учащихся, что отражается в различных показателях исполнительского мастерства: творческое воображение, художественное "предвидение", создающее основу моделирования музыкального образа и определяющее выбор определенных музыкально-исполнительских действий,, соответствие художественной и технической сторон исполнения; выразительность и убедительность исполнительского воплощения художественного образа. В соответствии с этими показателями и разработанными критериями оценочная лист включал три уровня. При фиксации проявления критериальных качеств учащиеся могли получить от 6 до 1 балла. Высокий уровень 6 баллов целостное представление о музыкальной культуре определенной исторической эпохи; знание основных стилей музыкального искусства, их мировоззренческой обусловленности; яркая эмоциональная отзывчивость на |