Проверяемый текст
Казунина, Ирина Вадимовна; Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано (Диссертация 1998)
[стр. 27]

27 \ композитора, воссоздать вовне свой внутренний музыкальный образ, отобрать выразительные средства для его передачи, сделать эту музыку своей.
Отечественная эстетика и критика отвергают, с одной стороны, объективистские теории, низводящие исполнителя до роли "посредника" между композитором и слушателем, а с другой субъективистские взгляды, оправдывающие "произвол" исполнителя, провозглашающие безграничную свободу интерпретации.
Исполнительская деятельность единодушно характеризуется как "сотворчество", каждый исполнитель приходит к своему индивидуальному истолкованию произведения путем глубокого изучения авторского текста и раскрытия "подтекста".
Однако есть закономерности принципиального порядка, без которых \ невозможна вообще никакая музыкальная деятельность.
Прообраз музыкальных звуков звуки реального мира.
И есть определенная грань, за которой звуки жизни становятся звуками музыкальными, то есть опосредованными, результатом обобщающего человеческого мышления.
И первичной ситуацией, гранью этого перехода является возникновение музыкальной интонации.
Это лишь первичная категория музыкального мышления слуховое ощущение, кирпичики, из которых строится все здание.
Отбор
интонаций производился веками, запасы их в музыкально-слуховой опыте человечества велики.
Интонационное начало присутствует во всех сторонах,
элементах музыкального мышления, и всегда играет роль чувственной первоосновы музыкального образа.
Это и мелодия /повышения,
понижения мелодической линии, скачки, плавное движение, "стонущие" секунды, "решительные" кварты и т.д./; и полифония которая и родилась в \ / результате потребности одновременно передавать несколько звуковых интонационный линий; и гармония, которая отображает целостно, одновременно то, что полифония дифференцирует /устойчивые и неустойчивые функции, напряженность и разрешение, мажор и минор,
[стр. 40]

40 применяет Б.Л.Яворский в своей книге "Строение музыкальной речи".
В отличие от своих предшественников Б.
В.
Асафьев впервые говорит о материальной природе музыкальной интонации: "Мысль человека, чтобы стать звуковыраженной, становится интонацией"1.
Ощущение музыкальной интонации исходная субстанция, первооснова музыкально-эстетического переживания.
"Музыка-интонация писал Асафьев, она то, что в музыке сильнее всего нас трогает, прямее всего идет к сердцу"2.
Все в искусстве звуковых образов богатство музыкальных средств, многообразие элементов /мелодия, гармония, ритм и т.
д./ имеет интонационную основу.
Ю.П.Кремлев пишет, что интонация звукоподражание человеческого голоса природе, но с эмоциональным отношением.
Выразительность голоса стала переноситься на природу, на человеческий быт и т.п.
Можно сказать, что это выражение всего многообразия звуков жизни специфическими музыкальными средствами3.
Музыкальная интонация лишь первичная категория музыкального мышления слуховое ощущение, кирпичики, из которых строится все здание.
Отбор
интонации производился веками, запасы их в музыкально-слуховом опыте человечества велики.
Интонационное начало присутствует во всех сторонах,
во всех элементах музыкального мышления, и всегда играет роль чувственной первоосновы музыкального образа, Это и мелодия /повышения и понижения мелодической линии, скачки, плавное движение, "стонущие" секунды, "ласковые" сексты", "решительные" кварты и т.
д./; и полифония которая и родилась в результате потребности одновременно передавать \
2 Асафьев Б.В.
Музыкальная форма как процесс / / Избр.пр.
М.: Музыка, 1957,-Т.5, кн.2, с.21,22.
3Кремлев Ю.А.
Очерки по эстетике музыки.
М.: Сов.
композитор, 1976, с.65.


[стр.,41]

несколько звуковых интонационных линий; и гармония, которая отображает целостно, одновременно то, что полифония дифференцирует /устойчивые и неустойчивые функции, напряженность и разрешение, мажор и минор, звукоизобразительность/.
Ярко выражена интонационная сторона в ритме.
Он отражает и претворяет в музыке ритмы реальных прообразов: мы говорим о ритме шага, танца, дыхания, ритме взволнованной или спокойной речи, движений, волн и т.п.
Интонационное начало присуще и музыкальной динамике и агогике /усиления-ослабления, ускорения замедления/ все это из реальной жизни.
"Выразительное музыкальное исполнение есть, прежде всего, исполнение, насыщенное интонациями жизненной действительности,’’пишет Ю.П.Кремлев, человеческий слух гораздо живее и сильнее воспринимает интонационную сторону музыки, чем, скажем, логическую"1.
Чувство интонации главный показатель, основа основ музыкальных данных человека.
Нельзя не заметить, что музыкальный человек переносит музыкальность и на речь: она делается более певучей, интонирующей, отличается богатством звуковысотности, сменой тембров, то есть происходит обратное влияние музыки на речь.
Музыкой выработаны самые разнообразные претворения речевых интонаций.
Музыка способна посредством их выразить национальные и социальные особенности речи.
У Шопена характер польских речевых интонаций, у Мусоргского склад русской речи; в сочинениях Шумана, Чайковского, посвященных детям, легко найти интонации детской речи.
Таким образом, интонация это формула, зерно, иногда не более двух трех нот, но она должна быть наполнена смыслом, выразительностью человеческого чувства.
Музыкант, плохо владеющий интонацией, оставляет впечатление сухого, безличного исполнения.
"Как важно до конца дослушать интонационную выразительность фразы! Чтобы хорошо играть, надо быть 1Кремлев Ю.А.
Очерки по эстетике музыки.
М.: Сов.композитор, 1976, с.73.

[Back]